Spiritual Aspects of Christianity

Воскресение Господа нашего Иисуса Христа служит доказательством Божества Иисуса Христа и началом нашего воскресения. Утверждение веры в Воскресение Христово есть дело великой важности для христианства и для христианина. Главная сила христианства состоит в том, чтобы признать Господа Иисуса Христа Спасителем мира, согрешившего против Бога и Богом осужденного на смерть. А чтобы с полной надеждой признать в Нем это могущество, нужно совершенное удостоверение, что Он есть Единородный Сын Божий и истинный Бог, потому что хорошо сказано, хотя и худыми людьми: "Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?" (Лк. 5, 21). Только милосердие Бога Сына может представить достойное удовлетворение оскорбленному величеству и правосудию Бога Отца, только Бог может возвратить жизнь осужденным на смерть Богом.

Но самое сильное удостоверение в Божестве Иисуса Христа заключается в Его Воскресении. Эту мысль подал Он Сам. Когда иудеи, удивленные необычайной властью, которую показал Он, изгоняя из храма продающих и покупающих, спросили Его: "Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?" (Ин. 2, 18). То есть, каким чудом докажешь, что Бог дал Тебе власть Над храмом Своим? Тогда Он, преимущественно пред другими чудесами Своими, указал на чудо Своего Воскресения. И сказал им: "Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его" (Ин. 2, 19), то есть в третий день воскресну. В самом деле, чудеса, которые творил Господь Иисус во время Своей земной жизни над, другими, даже и самое дивное из них - воскрешение мертвых, творили и пророки, хотя не с таким полномочием, как Он. Так Илия молился: "Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него!" (3 Цар. 17, 21). Но Иисус повелевал: "Лазарь! иди вон" (Ин. 11, 43) из гроба. Однако этого различия могли и не приметить, и потому могли принять Иисуса как пророка и посланника Божия, еще не узнав в Нем Единородного Сына Божия. Но. никогда не было и нельзя представить возможным, чтобы человек воскресил сам себя: и потому Воскресением Господа Иисуса дано совершеннейшее удостоверение в том, что Он есть истинный Бог, владычествующий над жизнью и смертью, и Божественный Спаситель имеет могущество воскресить всех людей, умерщвленных прегрешениями. "Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших" (1 Кор. 15, 20). Это значит, что Воскресение Христово есть начало воскресения всех умерших людей,- воскресения уже не в жизнь временную, каким было воскресение Лазаря и других до него,но в жизнь вечную. До воскресения Христова ходили между людьми темные и нетвердые мнения о бессмертии души человеческой. Но о воскресении души с телом всего менее думали даже те, которые более других старались мыслить. Не был просветлен взор избранного народа на этот счет: когда Христос Спаситель, обличая саддукеев, назвал Бога - Богом Авраама, Исаака и Иакова и открыл мысль о воскресении мертвых, не только саддукеи, но и правильнее их мыслящие поражены были новизной этого открытия: "И, слыша, народ дивился учению Его" (Мф. 22, 33). А чем меньше знали о будущей жизни, тем меньше, конечно, имели побуждений готовиться к ней. Христос Спаситель Своим учением на место шатких мнений о бессмертии поставил твердую истину Воскресения и Своим Воскресением осуществил эту истину, Он учил: "Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения" (Ин. 5, 28-29), и апостол дополняет: "Чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое" (2 Кор. 5, 10). Филарет, митрополит Московский (113, 355).

"Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" (Мф. 12, 40). Возвещающий о себе, что исполнит прообразованное Ионой, в точности зная это (потому что Сам был с Ионой и ввергаемым в глубину и извергаемым из глубины), несомненно, исполнил это, столько же времени пробыв во гробе, сколько Иона в ките. В пятницу Господь предал дух - это один день. Был во гробе всю субботу, потом и субботнюю ночь. Когда воссиял день Господень, восстал из гроба, и это третий день... Святитель Исидор Пелусиот (115, 735-736).

Многие находятся в большом недоумении о времени воскресения Господа. Ибо хотя евангелисты не противоречат друг другу, кажется, что они поразному говорят об этом. По евангелисту Луке"очень рано" (Лк. 24, 1), по евангелисту Марку"весьма рано" (Мк. 16, 2), по евангелисту Матфею - "по прошествии же субботы" (Мф. 28, 1), по евангелисту Иоанну - "в первый же день недели... рано, когда было еще темно" (Ин. 20, 1), жены пришли ко гробу. Итак, как примирить это, чтобы не допустить, что евангелисты называют разное время? Прежде всего, нужно обратить внимание, что написано:

"По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение (Мф. 28, 1-2). Значит, Господь воскрес не в день субботний, так как жены "в субботу остались в покое по заповеди" (Лк. 23, 56). Но "по прошествий же субботы" - следовательно, ночью, ибо жены, пришедшие заутро, хотя пришли очень рано, уже узнали, что Господь воскрес. Итак, Воскресение совершилось утром в день воскресный, первый после субботы, а не в субботу, ибо иначе как бы исполнились три дня? Значит, Господь воскрес не при наступлении вечера, а после полуночи. И действительно, в греческом тексте стоит "поздно", выражение, означающее и час при захождении солнца... и после полуночи...

Далее и архиереи, "собравшись со старейшинами" (Мф. 28, 12), подтверждают, что Воскресение случилось ночью, сказав стражам: "скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали" (Мф. 28, 13). Они думали подтвердить свой обман, указав время, в которое, по словам стражей, это случилось.

Наконец, святой Иоанн говорит, что Мария Магдалина пришла к нему и к Петру "рано, когда было еще темно" (Ин. 20, 1), а она еще не знала о совершившемся Воскресении; если бы оно совершилось вечером, то тотчас должно было стать известным. Святитель Амвросий Медиоланский (116, 650).

Многие спрашивают, почему Господь во Воскресении не явился тотчас всем иудеям? Вопрос тщетный и суетный. Если бы Своим явлением Он мог обратить всех к вере, то не преминул бы явиться всем. Но Он никак не преклонил бы иудеев к вере, если бы явился им по Воскресении. Этому Он учит нас на примере Лазаря. Ибо когда Христос воскресил этого четверодневного мертвеца со всеми признаками тления, когда, по гласу Его, этот мертвец, обвитый погребальными пеленами, встал перед лицом всех,- и это не обратило их к вере, но еще более привело в раздражение. Пришедшие туда намерены были убить и самого Лазаря за то, что над ним совершилось чудо Христово (Ин.12, 10). Итак, если видя, что Господь воскресил Лазаря из мертвых, они не уверовали в Него, то каким неистовством воспылали бы против Него, если бы Он явил им Себя Самого, воскрешенного собственной силой? Хотя они ничего не могли Ему сделать, однако с большим неистовством устремились бы к нечестию. Поэтому, желая избавить их от напрасного неистовства, Он скрывался от них. Притом они подверглись бы и более жестокому наказанию, если бы Он явился им после Своих Страданий.

Потому-то, щадя их, хотя Сам и скрывался от очей их, но в то же время (для обращения их) и открывался в знамениях и чудесах. Так, услышать Петра, говорящего: "Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи" (Деян. 3, 6), значило не меньше чем видеть Христа Воскресшего. Чудеса служили доказательством Воскресения (Христова) и располагали к вере, сердца человеческие скорее могли быть утверждены в вере видением чудес, совершенных во имя Его, чем явлением Его Самого по Воскресении. Это явствует из того, что когда Христос воскрес и явился Своим Ученикам, нашелся даже между ними неверующий Фома. Он хотел вложить персты свои в раны от гвоздей, осязать ребра Христовы, чтобы убедиться в Воскресении. Если же этот ученик, который три года жил рядом со Христом, участвовал в трапезе Господней, был свидетелем величайших Его знамений и чудес, слушал Его беседы и уже видел Его воскресшим, при всем том, не прежде поверил, чем увидел раны от гвоздей и копия, то как уверовал бы в Него весь мир только потому, что все увидели бы Его воскресшим? Кто дерзнет утверждать это?

Но не только этот, и другие укажем примеры того, что чудеса гораздо больше убеждали, чем явление воскресшего. Вот, когда народ услышал Петра, говорящего хромому: "Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи", сразу пять тысяч мужей обратились к вере во Христа (Деян. 4, 4); а ученик, видевший Самого Воскресшего, оставался в неверии. Видишь ли, как это чудо гораздо скорее пробудило веру в воскресение? Явление Воскресшего Христа не вывело из неверия даже ближайшего ученика Его, а свидетели чуда, сотворенного Петром, из врагов Христовых сделались верующими...

Но что я говорю о Фоме? Если хочешь знать, и прочие ученики, увидев Господа по Воскресении, не сразу поверили. Выслушай разумно, только не осуждай их, возлюбленный. Если Христос их не осудил, то и ты не осуждай; ибо ученики видели необыкновенное и чудное явление Самого Первородного воскресших из мертвых. А столь великие чудеса сначала, обыкновенно, поражают ужасом, пока, спустя некоторое время, в сердцах верующих не водворится спокойствие. Это самое и случилось тогда с учениками. Ибо после того как Христос, воскресший из мертвых, приветствовал их словами "мир вам", они, как сказано, "смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь?" Потом "показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?" (Лк. 24, 36-41). Вот каким способом желал Он уверить учеников Своих в Воскресении! Если, говорит, не убеждают вас прободенные копьем ребра Мои, не убеждают и прочие раны, пусть убедит трапеза... Итак, когда Он "явил Себя живым... в продолжение сорока дней являясь им" (Деян. 1, 3) и с ними ел, это не потому, что Он Сам нуждался в пище, но потому, что желал утвердить в вере учеников. А отсюда ясно, что знамения и чудеса самих апостолов служили самым непререкаемым доказательством Христова Воскресения...

Мог бы Он и в самую минуту смерти воздвигнуть тело и явиться живым. Но предусмотрительно не сделал этого, потому что сказали бы, что тело вовсе не умирало или что коснулась его несовершенная смерть. И если бы смерть и Воскресение последовали в краткий промежуток времени, то, может быть, неявной стала бы слава нетления. Чтобы показать смерть в теле, Слово воскресило его в третий день. Но чтобы, воскреснув после долгого пребывания и совершенного истления во гробе, не подать случая к сомнению, будто бы имеет на Себе уже не то, а иное тело, то по этой причине терпит не более трех дней. И не длит ожидания слышавших, что сказано Им было о воскресении, но пока слово еще звучало в памяти их, пока не отводили еще очей и не отрывались мыслью, пока живы еще были на земле и находились на том же месте и умертвившие и свидетельствующие о смерти тела Господня, Сам Божий Сын показал, что тело, в продолжение трех дней бывшее мертвым, бессмертно и нетленно. Святитель Афанасий Александрийский (113, 340).

Спросит кто-нибудь: "Почему так установлено Отцами, что, например, в день страдания Христа читается в Церкви Евангелие о страданиях и Кресте, а книга Деяний апостольских читается не в те дни и не в то время, когда совершались эти деяния? Ибо не тотчас по Воскресении Христовом апостолы начали творить чудеса. Но Христос в продолжение сорока дней сам пребывал с ними на земле, и апостолы в это время не творили никаких чудес до сошествия на них Святого Духа. Почему же не после Пятидесятницы, а тотчас после Воскресения начинаем читать Деяния апостольские?" После воспоминания страданий Христовых мы празднуем Его Воскресение. Но наилучшим доказательством истины Воскресения Христова служат чудеса, совершенные апостолами, а книга Деяний есть не иное что, как повествование о чудесах апостольских. Итак, что наиболее уверяет нас в истине Воскресения Христова, то и заповедали Отцы читать тотчас после дней страдания и живоносного Воскресения. По этой причине, возлюбленные, тотчас после Креста и Воскресения, мы и читаем Деяния апостольские, чтобы иметь твердую и несомненную уверенность в истине Воскресения Христова. Ты не видел телесными очами Воскресшего из мертвых? - но созерцаешь Его очами веры. Не видел Воскресшего телесными очами? Но узришь Его в бесчисленных чудесах. К этому-то созерцанию Воскресшего - верою ведет нас повествование о чудесах, совершенных апостолами. Святитель Иоанн Златоуст (114, 26-27).

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ