Spiritual Aspects of Christianity

Гнев - извращение естественной природы человека

Имеется естественный гнев, без которого невозможно приобрести чистоту: невозможно приобрести ее, если не будем гневаться на все, всеваемое в нас врагом. Этот гнев грех заменил в нас гневом на ближних по самым ничтожным, ничего не значащим поводам. Авва Исаия (82, 173).

Потому ты и оскорбляешь, что сам ты ничто: человеку не свойственно наносить оскорбления (43, 348).

В том и благородство, в том и свобода, чтобы никому не говорить ничего унизительного, хотя бы иной и был достоин этого (43, 349).

Ты гневлив? Будь таким по отношению к своим грехам, бей свою душу, бичуй свою совесть, будь строгим судьей и грозным карателем своих собственных грехов-вот польза гнева, для этого Бог и вложил его в нас (45, 20).

Для того и дал нам Бог оружие гнева, чтобы мы не собственное тело (то есть ближних) поражали мечом, но чтобы вонзали все его острие в грудь диавола. Вонзи туда свой меч по самую рукоять, если хочешь и рукоять, и не извлекай его оттуда никогда, напротив, присоедини еще и другой меч. А это произойдет, если мы будем щадить друг друга, если будем миролюбиво расположены друг к другу. Святитель Иоанн Златоуст (45, 124).

У того, чей ум непрестанно устремлен к Богу, и вожделение перерастает в желание Бога, и раздражительная (сила души) преображается в Божественную любовь. Благодаря долговременному Божественному озарению весь ум становится световидным. Стеснив и подавив свою вожделетельную часть, он преобразует ее в непрестанное желание Бога и неослабную любовь к Нему, всецело обращая ее от земного к Божественному. Преподобный Максим Исповедник (68, 186).

Не допускай гнева...

Чтобы с дерзновением приступать к Богу, не допускай гнева, когда он хочет войти в твою душу и соединиться с нею, но отгоняй его, как бешеного пса. Святитель Иоанн Златоуст (41, 631).

Можно не приходить в гнев, если всегда помнить, что ты перед очами Всевидящего Бога. Святитель Василий Великий (8, 193).

Упражняйся в безгневности, чтобы не упиться без вина, отягчив себя пороком и гневом (25, 509).

Если увидишь лежащую змею - бежишь прочь, боясь, чтобы не ужалила тебя, а гневу, который полон смертоносного яда, позволяешь оставаться в сердце. Преподобный Ефрем Сирин (28, 364).

Христос вкусил за нас желчь, чтобы мы погасили в себе гнев и всякое суетное смущение. Авва Исаия (34, 73).

Не оставим этого зверя на свободе, но набросим на него со всех сторон крепкую уздустрах будущего суда (42, 40).

Что для огня вода, то для гнева кротость и ласковость (38, 634).

Будем упражняться на домашних своих прежде искушения: мы часто сердимся на детей; удержим здесь гнев, чтобы нам легко было обуздать его перед друзьями, а затем и перед врагами (43, 271).

Гнев есть огонь, пламя, которое охватывает, умерщвляет и сжигает. Но мы будем угашать его долготерпением и воздержанием (46, 188).

Когда к тебе, терпящему что-либо ужасное и невыносимое, подступят гнев и ярость, вспомни о кротости Христа, и скоро станешь кротким и смиренным... извлекая величайшую пользу из кротости не только для себя, но и для врага, наставляя его (примером) быть добрым (46, 391).

Всегда сохраняя себя от гнева, мы уподобимся Богу. Святитель Иоанн Златоуст (43, 169).

Щадя других и не проявляя своего гнева, сам найдешь пощаду, в общем мнении покажешься благоразумным и сохранишь способность молиться. Преподобный Нил Синайский (47, 177).

Ощутив гнев, тотчас отвергни его, чтобы не нарушить радость твою о Господе. Умоляю как юношей, так и старцев, чтобы не позволяли гневу обладать вами. Преподобный Антоний Великий (82, 28).