Spiritual Aspects of Christianity

Кто любит самого себя ненастоящей любовью, тот самолюбив. Это проявляется в том, что человек все делает ради себя, хотя бы сделанное было и согласно с заповедью Господа. Ибо пренебречь ради своего покоя чем-либо из необходимого для брата - или по душе, или по телу-значит уже сделать и для других явным порок самолюбия, конец которого-гибель. Святитель Василий Великий (8, 203).

Нет яда сильнее яда аспида и василиска, и пет зла, страшнее самолюбия. Исчадия же самолюбия - змеи летающие: самохваление в сердце, самоугождение, пресыщение, блуд, тщеславие, зависть и вершина всех зол - гордость, которая не только людей, но и ангелов свергла с небес и вместо света покрывает мраком. Преподобный Исихий Иерусалимский (67, 212).

Не будем самолюбивы, ибо от самолюбия, как ветви, прорастают все пороки (25, 507).

Забвение, леность и нерадение рождаются от сластолюбивой и покойной жизни, от привязанности к славе и развлечению. А первоначальная причина и самая негодная мать всего этого самолюбие, то есть неразумная привязанность и страстная приверженность к телу... Преподобный Ефрем Сирин (27, 388).

Корень и источник всех зол-чрезмерное самолюбие. Святитель Иоанн Златоуст (45, 803).

Самомнение есть ослепление души, не позволяющее ей познавать свою немощь (33, 393).

Самомнение-мерзость пред Господом. Оно и вначале низринуло человека из рая. Преподобный Макарий Египетский (33, 419).

Кто утверждается на собственном разуме и живет по своей воле, тот привлекает к себе толпы бесов. Авва Исаия (66, 316).

Если будет тревожить тебя страсть самомнения, скажи: "Иди от меня прочь, лукавый помысел. Кто я такой? И в какой я преуспел добродетели? Святые были побиваемы камнями (Евр. 11, 37). Сам Владыка за нас претерпел крест (Евр. 12, 2). А я, все время жизни своей проведя в грехах, какой дам ответ в день Суда?" Этим отгонишь от себя высокоумие. Преподобный Ефрем Сирин (25, 551).

Помни, что менее вредно нерадение, чем самомнение. Преподобный Нил Синайский (48, 194).

Если ты имеешь много заслуг и не знаешь за собою ничего плохого, но считаешь себя имеющим дерзновение, то всякая молитва твоя недействительна (35, 544).

. Пусть кто-нибудь совершит бесчисленные подвиги и сотворит всякую добродетель, но если он станет высоко думать о себе, то он самый жалкий и несчастный человек (38, 326).

Почему, человек, ты много думаешь о себе? Спустись с тщетной твоей высоты, рассмотри ничтожность своей природы, ты - земля и пепел, прах и пыль, дым и тень, трава и цвет травный. Святитель Иоанн Златоуст (46, 600).

Если же хочешь быть мудр и скромен, а не рабствовать страсти самомнения, то всегда ищи в вещах то, что скрыто от твоего разума. И найдя, что многое и различное не известно тебе, ты удивишься своему невежеству и смиришь свое мудрование. А познав свое ничтожество, познаешь многие великие и дивные вещи. Мечтания же о своих знаниях не дают преуспевать в познаниях. Преподобный Максим Исповедник (68, 209).