Spiritual Aspects of Christianity

Учение по букве, будучи предоставлено самому себе, немедленно рождает самомнение и гордость, отчуждает посредством их человека от Бога. Представляясь по наружности познанием Бога, оно, в сущности, может быть совершенным незнанием, отвержением Его (110, 5).

Самомнение и "гордость, в сущности, состоят в отвержении .Бога и в поклонении самому себе. Они - утонченное, труднопонимаемое и трудноотвергаемое идолопоклонство (111, 25).

Какой страшный недуг душевный - самомнение! Оно в делах человеческих лишает гордого помощи и совета ближних, а в деле Божием, в деле спасения оно... лишает... дара Божия, принесенного с неба Сыном Божиим... лишает Божественного Откровения и соединенного с принятием этого Откровения блаженнейшего общения с Богом (111,170).

Тщеславные, гордые понятия, из которых составляется самомнение, разрушают в человеке тот духовный престол, на котором обыкновенно восседает Святой Дух, разрушают то единственное условие, которое привлекает к человеку милость Божию (111,348).

Чтобы покаяние было действительным, доставило нам спасение и вечное блаженство, надо стяжать в самих себе, в душах наших покаяние. Надо, чтобы самый дух наш сокрушился и смирился от богоугодной печали, рождающейся от сознания и ощущения своей греховности; надо извергнуть из себя самомнение, в каком бы виде оно ни присутствовало в нас (111, 379).

Самомнение есть недуг нашего духа, не замечаемый не внимающими своему спасению, но недуг столь сильный и важный, что он ставит человека в число духов отверженных, враждебных Богу (111,380).

Самомнение начинает проявляться в тайном осуждении ближних и в явном расположении поучать их (112, 103).

Занятия умственные способны отвлекать человека от смирения и Бога, привлекать к самомнению и поклонению своему Я (112, 328).

Преуспевшим в самомнении демоны начинают являться в виде Ангелов Света, мучеников, в виде Божией Матери и Самого Христа... Обещают им венцы небесные, этим возводят на высоту самомнения и гордыни (112, 347).

Самомнительный, признающий в себе какое-либо достоинство не может отразить бесовского обольщения извне, будучи объят и скован им внутри (112, 379).

Самонадеянность и самомнение всегда соединены с тонким, часто не замечаемым, презрением ближних (112, 433).

Как святая любовь есть союз совершенства и составляется из полноты всех добродетелей, так самолюбие есть то греховное состояние, которое составляется из полноты всех... разнообразных греховных страстей (109, 117).

Правильная же любовь заключается в исполнении животворящих Христовых заповедей: "Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его" (1 Ин. 5, 3). Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 260).

ГРЕХ