Spiritual Aspects of Christianity

"Когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти" (Рим. 7, 5).

"Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света" (Рим. 13, 12).

"Жало же смерти-грех; а сила греха-закон" (1 Кор. 15, 56).

Естество наше заражено грехом...

Грех, в обширном смысле слова, иначе падение человечества, или его вечная смерть, объемлет всех людей без исключения... каждый человек имеет свои отдельные страсти, свои особенные согрешения, принадлежащие исключительно ему (111, 157).

Естество наше заражено грехом-уже естественно ему рождать из себя противоестественный грех (112, 435).

Грех настолько усвоился нам после падения, что все свойства, все движения души пропитаны им. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (108, 87).

Ни один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего в нас греха. Преподобный Макарий Египетский (33, 16).

Грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее. Подобно тому, как и болезнь и уродство не присущи нашей природе, но противоестественны, так и деятельность, направленную к злу, нужно признать искажением врожденного нам добра. Святитель Григорий Нисский (24, 467).

Грех совершает насилие над природой. Так, вместо довольства природа предается ненасытности; вместо утоления жажды - пьянству; вместо брака - блуду; вместо правосудия - бесчеловечию;

вместо любви-распутству; вместо страннолюбия-неразборчивости. Поэтому надо ограничивать природу, чтобы под управлением она не могла требовать больше надлежащего. Ибо Спаситель сказал, что лучше хромому войти в Царствие (Мф. 18, 8). Конечно, Он повелел не члены отсекать, которые Сам сотворил,- Он учит нас не делать природу виновницей греха (27, 256).

Всякий нераскаянный грех-это грех к смерти (27, 112).

Пролей, грешник, токи слез о подавляющем тебя грехе и, рыдая, как мертвеца, предай его погребению (28, 155).

Возвратись с пути своего, грешник, не делай на нем ни шага вперед, потому что широк и пространен путь погибели. Преподобный Ефрем Сирин (28, 277)

Мы еще не стали поклоняться Богу духом и истиной потому, что в мертвенном теле нашем царствует грех. Преподобный Макарий Египетский (33, 187).

В первородном грехе семя всех страстей...

Преступив заповедь Божию, Адам впал в греховные помышления не потому, чтобы Бог сотворил эти помыслы, уловляющие нас, но потому, что диавол посеял их обманом в разумной природе человека, впавшей в преступление и удалившейся от Бога, так что диавол утвердил в естестве человека и закон греха, и смерть, царствующую через грех. Святитель Афанасий Великий (113,240).

Зло не имеет ни особой сущности, ни царства. Оно-не безначально, не самобытно, не сотворено Богом. Оно есть наше дело и дело лукавого, и произошло в нас от нашего нерадения, а не от Творца. Святитель Григорий Богослов (113, 235).

Ах, любимое Божие создание, человек! В какое ты состояние, в какое бедствие, в какое бесчестие впал из-за хитрости змия! Где твоя красота, которою Создатель тебя украсил? Где твоя честь, которою Он в начале тебя почтил? Где образ Божий и подобие Божие, по которому ты создан? Где твое блаженство, к которому ты призван? Позавидовал лукавый змий, блаженству нашему и неисцелимо уязвил нас, и лишил нас нашего блаженства. И познали мы добро и зло на опыте: лишились добра - и познали добро;

впали во зло - и познали зло; захотели Божественной чести - и .лишились Божиего образа. "Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают" (Пс. 48, 13). Святитель Тихон Задонский (104, 452).

Демонами делаются... души, живущие во грехах, не потому, чтобы переменилось их существо, но потому, что воля их подражает злобе демонов (35, 800).