Spiritual Aspects of Christianity

О том, что род человеческий трижды отступил от Бога, напомнил и Сам Господь, сказав, что трижды приходил Он и не находил плода на смоковнице (Лк. 13, 7).

Первое отречение-нарушение заповеди не вкушать от дерева "которое среди рая" (Быт. 3, 3). Второе, во времена закона-поклонение золотому тельцу. И третье-уже во времена благодати- отвержение Господа славы людьми, сказавшими: "нет у нас царя, кроме кесаря" (Ин. 19, 15). Преподобный Исидор Пелусиот (116, 568).

Посвятивший себя Богу и потом бежавший к другому образу жизни стал святотатцем, потому что сам себя похитил и присвоил Божие приношение. Святитель Василий Великий (8, 109).

Отречение от Бога бывает двоякое: словом и делом. Святитель Григорий Богослов (15, 205).

Душа человеческая не иначе отчуждается от Бога, как страстным расположением. Поскольку Божество всегда бесстрастно, то постоянно пребывающий в страсти отлучается от общения с Божеством. Святитель Григорий Нисский (17, 395).

О том, кто отпал от Сущего, можно сказать, что он, придя в ничтожество, - уничтожился. Святитель Григорий Нисский (18,53).

Если ты сам удалил себя от Бога, то вспомни, что удаляющийся от солнца проводит жизнь во тьме. Если ты отстранен от молитв как недостойный, покаянием возврати себе прежнее состояние. Святитель Григорий Нисский (23, 479).

Если услышишь, что кто-либо после явных христианских дел отпал от Христа, знай, что он был в то время без благодати Божией. Ибо Святой Дух животворит душу, как душа тело, и она бывает сильна и постоянна. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 37).

Иудеи разгневались на Господа за обличение и "взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них" (Ин. 8, 59). Господу ничем не повредили, а себя погубили, потому что следствием их неверия был страшный приговор Господа: "Се, оставляется вам дом ваш пуст" (Мф. 23, 38) и еще: "не увидите Меня отныне" (Мф. 23, 39). И ушел Господь в другие места, избрал другие народы в жилище Себе вместо возлюбленного Израиля. Вот и теперь-ничтожные люди в самообольщении гордого ума, не вмещающего истины Христовой, берут камни противления Господу и бросают в Него. Ему-то они не вредят, потому что Он все Тот же Господь, и истина Его - непреложна, а себя губят. Господь проходит мимо, оставляя таких людей с их пустой мудростью, которая и кружит их, как вихрь мелкие пылинки. Епископ Феофан Затворник (107, 136-137).

Обратились некоторые лица к Господу: "Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли?" (Мф. 7, 22). Что им ответил Господь? - "Не знаю вас" (Лк. 13, 25). Не знает-значит не видел их. Если бы видел когда-нибудь, то, наверное, знал бы. Утверждают они: "Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты". Но Он отвечает:

"Говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды" (Лк. 13, 26-27). Что же это такое, что Всеведущий и Всевидящий не знает тех людей и не видит? Попытаемся разъяснить: не знает свет тьмы, и если бы свет проник во тьму, то тьма не была бы тьмою, но просветилась бы светом. Греховной темноты были преисполнены те люди и поэтому хотя телом они были пред очами Христовыми, однако их помраченное сердце, их потемненный ум далеко отстояли от Христа. Поэтому Христос не видел, не глядел на них Своими милосердными, любящими глазами, поэтому Он и не знает их. Познал Господь Своих (2 Тим. 2,. 19), говорит апостол,-только тех Господь знает, которые Ему принадлежат, а чуждых Он не знает: "Не знаю вас, откуда вы" (Лк. 13, 25) (103, 550).

Не так раны и удары по лицу оскорбили владыку, как слова Петра, что "не знает Сего Человека" (Мф. 26, 72). Петр святой! Как это ты забыл своего Благодетеля, глядя на Которого, ты утешался, лицо Которого на Фаворе видел светлее солнца? Как ты говоришь "не знаю человека" о Том, Кого еще недавно исповедал как Бога (Мф. 16, 16)? Это Тот Человек, Который исцелил твою тещу, сжигаемую горячкой (Мф. 8, 14-15). Это Тот Человек, о Котором Иоанн Креститель свидетельствовал, что он "недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его" (Мк. 1, 7). Это Тот Человек, припав к ногам Которого, ты сказал: "Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный" (Лк. 5, 8). Это Тот Бог я Человек, у Которого ты просил позволения пойти по водам и Который спас тебя утопающего (Мф. 14, 29-31). Пока Владыка смотрел на тебя, ты говорил: "Не поколеблюсь вовек" (Пс. 29, 7), а как только отвел Он взгляд, ты отрекаешься: "Но Ты сокрыл лице Твое, и я смутился" (Пс. 29, 8). Говорит Иисус Сирах: "Бывает друг в нужное для него время... Бывает другом участник в трапезе, и не останется с тобою в день скорби твоей" (Сир. 6, 8, 10). Пока был святой Петр участником трапезы-был другом, теперь же, когда для Христа Спасителя наступила скорбь, он отрекается от Него: "Не останется... в день скорби". У огня стоишь, Петр, но не согреет тебя огонь, если ты погасил пламень любви, ревности и мужества, которые имел к своему Владыке. "Господь, обратившись, взглянул на Петра" (Лк. 22, 61) и если не устами, то сердцем и взглядом сказал ему: и ты, Петр... "Ибо не враг поносит меня,- это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною,-от него я укрылся бы" (Пс. 54, 13). Петр! Это Тот Человек, Которому ты говорил: "Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь" (Мф. 26, 33). "Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал" (Лк. 22, 61-62).

Плачь горько вместе с Петром и ты, грешный человек, ежедневными своими грехами отвергающий Господа, живущий не почеловечески, уподобившийся животным (Пс. 48, 13). Плач горько, и с твоим страдающим сердцем сравнивай болезни Господа твоего; есть ли болезнь, как болезнь Его (Плач. 1, 12) (103, 896-897).

Следует снова вспомнить Иуду. Он имел большое духовное богатство, ибо Господь еще прежде своих вольных страданий ничем его не обделил по сравнению с другими апостолами, когда посылал на проповедь Своих учеников. Все те дарования, которые Он дал Петру, Андрею, Иакову, Иоанну и прочим апостолам, дал Он и Иуде. Всем Он дал власть изгонять нечистых духов и исцелять всякий недуг и всякую болезнь. Всем Он сказал: "Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте" (Мф. 10, 8); среди них был и Иуда, согласно Евангелию: "Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, и прочие по именам, наконец и Иуда Искариот, который и предал Его" (Мф. 10, 2-4).