Spiritual Aspects of Christianity

...Благодать Божия не только отсекает ветви зла, но исторгает и корни развращенной воли. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (53, 563).

Благодать становится стеной и укреплением для человека и отделяет его от века сего для жизни Будущего Века (25, 111).

Благодать знает, что нам полезно, и наша природа известна ей; знает она меру каждого и дает по этой мере (26, 639).

Волны благодати согревают ум и душу. Явление благодати приносит усладу, безмолвие и сокрушение (25, 364).

Волны благодати и озарения Святого Духа делаются приятными в сердце, и душа вдруг забывает земное и плотские страсти (25, 364).

При благодати (человек) преуспевает во всякой добродетели и, просвещенный ею, будет в состоянии познать бесконечность и блаженство Будущего Века (25, 111).

Не всякий, возмужав, почитает свою мать,-так редкие чтут и благодать, хотя она питала многих. Не всякий помнит о болезнях рождающей и трудах воспитателей. Так же не многие из нас благодарны за дары благодати. Преподобный Ефрем Сирин (26, 638).

По силе веры, прежде всякой другой добродетели, приходит благодать Божия, как основание всякой добродетели. И уже с помощью благодати Божией всякая добродетель устанавливается в сердце и бывает действенной. Так что всякая добродетель, не от благодати Божией бывающая, вменяется у Бога не в настоящую добродетель, потому что такая добродетель не Божия. Бывает, что и демоны научают людей казаться целомудренными, милостивыми, кроткими и держат их из-за этого в самомнении и гордости.

...Итак, надлежит знать, что благодать Всесвятого Духа приходит в каждого, верующего во Христа, не за добрые дела, какие он делал прежде (если бы приходила за добрые дела, то не была бы благодать, а уплата за дела). Но приходит она от Бога за веру, приходит прежде всяких добрых дел, и уже на ней, как на твердом основании, строятся добрые дела, которые только при помощи благодати и становятся совершенными. Так что дела, ко-торые бывают без благодати Всесвятого Духа, Бог ни во что не вменяет, как бы их совсем не было. Добро уже не добро, если оно не на добром основании создано, но невозможно добру быть созданным на добром основании без благодати Христовой. Если бы это было возможным, Бог не пришел бы на землю сделаться человеком... И блажен человек, который познал, что только с помощью благодати Христовой всякое добро может быть совершенным... (60, 168-169).

Когда воссияет Божественный огонь и прогонит рой страстей, и очистит дом твоей души,-тогда Он смешивается с нею без смешения и соединяется несказанно, существенно - с сущностью ее, Весь со всею совершенно. И мало-помалу озаряет ее, делает огнем, просвещает как?-и сказать не могу. Тогда двое-душа и Творец становятся единым. И Творец пребывает в душе, Один с нею одной, весь Тот, Кто Своею рукою содержит вселенную. Не сомневайся, весь Он в одной душе вмещается с Отцом и Духом и эту душу внутри себя объемлет. Преподобный Симеон Новый Богослов (59, 18).

Оживляемая Божией благодатью душа верою видит Бога, верою осязает, слышит Его, говорящего ей, вкушает и обоняет Его любовью и старается творить угодные Ему дела. Так подобает каю-щемуся начать новую жизнь после покаяния и как бы вновь ро-диться, питаться, расти и приходить в мужа совершенного (104,58). Имеют сыны века сего свое сокровище; имеют и христиане свое сокровище. У сынов века сего это богатство тленное, золото, серебро, а у христиан - Божия благодать. Это сокровище небес-ное, духовное, пребывающее в их сердцах, как написал апостол: "Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбы-точная сила была приписываема Богу, а не нам" (2 Кор. 4, 7). Люди, имеющие тленное сокровище, восполняют за счет этого свои нужды и недостатки: не имеют хлеба - купят себе хлеба, не имеют одежды-достают одежду. Так Божия благодать, не-бесное сокровище, живущая в христианских сердцах, восполняет все их нужды и душевные недостатки (104, 60-61).

Все духовные сокровища у человека по благодати Божией (104, 27).

Благодатью человек из ветхого становится новым (104, 28).

Даром, одной благодатью, получают верные жизнь (104, 63).