Spiritual Aspects of Christianity

Проливай слезы о грехах-это душевный недуг, это смерть души бессмертной. Святитель Василий Великий (7, 73).

Всякий грех есть болезнь души. Святитель Тихон Задонский (104, 482).

Как расслабление есть болезнь тела, так грех-болезнь души, но это большее... не видно... (37, 47).

Грехи удаляют нас от Бога и делают врагами Его... Святитель Иоанн Златоуст (35, 245).

Мне и малые проступки кажутся достойными слез, потому что грех есть отчуждение от Бога. Как же могу стерпеть, когда утрачиваю Бога? Святитель Григорий Богослов (15, 193).

Грех есть корень всех зол. Преподобный Макарий Египетский (33,141).

Грех есть тьма, и тьма глубокая; и это видно из того, что он совершается безрассудно и тайно. Святитель Иоанн Златоуст (42,49).

Всякий грех есть действие плоти, а не духа. И потому апостол, упрекая в грехах, заключает: "Не плотские ли вы?" (1 Кор. 3, 4). Когда ты видишь доброе и хвалишь, это действие духа; но когда при этом следуешь дурному, это действие плоти. Когда ты желаешь идти в храм, это действие духа; но когда по лености это откладываешь, это действие плоти. Когда ты желаешь помочь бедному, это действие духа; но когда скупость преодолевает, это действие плоти. Когда ты склоняешься простить обидевшему, это действие духа; но когда мстишь, это действие плоти. Когда ты желаешь хранить целомудрие, это действие духа; но когда сладострастие побеждает, это действие плоти. Когда ты желаешь принести покаяние и исповедь, это действие духа; но когда стыд мешает сделать это, это действие плоти. Вот грех наш-пред очами нашими. Платон, митрополит Московский (105, 147).

Кто взят в плен грехом, тот приобрел себе властелина жестокого и беспощадного, принуждающего его к делам постыдным. Этот тиран не умеет ни щадить, ни миловать (39, 390).

Грех есть главная сила демонская; по причине греха пришел умереть Христос, чтобы разрушить его; грехом введена смерть;

через грех все извращено. Святитель Иоанн Златоуст (41, 487).

Всякий связывается узами своих грехов. Вяжет нас узами обольщение плоти; есть узы сребролюбия, пьянства, похоти, гордости. Есть и узы диавола, который связывает нас узами беззаконий: таковы узы блуда и прелюбодейства, узы вероломства, когда отвергаются Христа, узы неверности, когда изменяют и брату, узы жестокости, когда убивают подобного себе. Связанный этими узами склоняется так, что не может возвысить своей души, не может поднять взоры ума к небу, если Господь не простит ему грехи и не воздвигнет его даром Своего благословения. Святитель Амвросий Медиоланский (116,157).

Пророк Иеремия, видя разорение Иерусалима и отведенных в плен сынов Израилевых, неутешно плакал, рыдал и искал слез... Подобного плача достойны и христиане, новый Израиль... поскольку и они такое же или еще большее претерпевают пленение. Те были пленены телом, а эти пленены душой. А насколько душа достойней и дороже тела, настолько и плен духовный горше. Пленил их не Навуходоносор, царь Вавилонский, но князь тьмы и власти воздушные, непрестанно злобствующие и борющиеся со святым Иерусалимом, то есть Святой Церковью. Узы, которыми связаны эти пленники,-это узы греха, более крепкие, чем самые твердые камни, которые только всемогущая Божия сила может разрешить. Реки Вавилонские-это различные излияния страстей, при которых бедные пленники сидят и плачут. Повесили они и арфы свои, то есть затворили уста к славословию Божию. Пленившие их, видя их в такой беде, смеются над ними: "пропойте нам из песней Сионских" (Пс. 136, 3). Но как могут они петь песнь Господню и песнь диавольскую? Как можно едиными устами и скверные песни и Божие славословие петь? "Неприятна похвала в устах грешника" (Сир. 15, 9). "Дочь Вавилона, опустошительница" (Пс. 136, 8) - это их развращенная воля, которая зачинает болезни и рождает детей беззакония. Ах, какой горький и плачевный этот плен' (104, 12-13).

Грехи - признак духовно мертвого человека. Святитель Тихон Задонский (104,555).