Spiritual Aspects of Christianity

Хотя греховность и побеждена в праведных людях, хотя вечная смерть уничтожена присутствием в них Святого Духа, но им не предоставлена неизменяемость в добре на всем протяжении земного странствования, не отнята и у них свобода в избрании добра и зла. Земная жизнь до последнего часа ее-поприще подвигов произвольных и невольных (111, 159).

Для отражения греховных помыслов и мечтаний Отцы предлагают два орудия: немедленное исповедание помыслов и мечта ний старцу, и немедленное обращение к Богу с теплейшей молитвой об изгнании невидимых врагов (112, 338).

Нет греха человеческого, которого не могла бы омыть Кровь Господа Бога Спасителя нашего Иисуса Христа (111, 466).

Покаяние человека, пребывающего в смертном грехе, тогда только может быть признано истинным, когда он оставит свой смертный грех (111, 468).

Постоянно оплакивай грех твой-и сделается грех хранителем добродетели (112,407).

Смертный грех решительно порабощает человека диаволу и решительно расторгает общение с Богом, пока человек не излечит себя покаянием (112, 352).

Святым Крещением смывается первородный грех и грехи, сделанные до Крещения, отнимается у греха насильственная власть над нами (112,369).

Проводящие греховную жизнь произвольно, по любви к ней... есть чада диавола (112, 370).

Грех-родитель плача и слез, он... умерщвляется чадами его- плачем и слезами (112,390).

Спасительно для нас, убийственно для греха - воспоминание о смерти, рожденной грехом (112, 447).

Ничто, ничто не помогает столько получить исцеление от раны, нанесенной смертным грехом, как учащаемая исповедь. Ничто... столь не содействует умерщвлению страсти... как тщательное исповедание всех проявлений ее (112, 460).

Все отцы согласны в том, что новоначальный инок должен отвергать греховные помыслы и мечтания в самом начале их, не входя в прение или в беседу с ними (112, 338).

Преподобный Нил Сорский... предлагает следующий способ борьбы с греховными помыслами, разумеется, когда брань не сильно действует и уступает этому способу. Этот способ заключается в том, чтобы лукавые помыслы превращать в благие и подменять добродетелями страсти (112, 344).

.В Боге сосредоточивается надежда всех спасающихся, надежда побеждающих грех силой Божией и надежда побежденных грехом на, время, по Божию попущению, по собственной немощи. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112,464).

'"Если же согрешит, против тебя брат твой, выговори ему" (Лк. 17, 3). Иисус Христос предписывает заповедь, как нужно поступать с ближним, который после проступка приносит покаяние, чтобы не привести его в отчаяние. Он предписывает самые благоразумные меры, чтобы, с одной стороны, послаблением не подать повода к большему проступку, а с другой-неуместной строгостью не раздражить и не ожесточить сердца; на этот случай Он говорит так:. "Если же согрешит против тебя. брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним"., (Мф. 18, 15). Потому что кроткое обличение действеннее строгого обвинения: первое может возбудить стыд, а последнее поселяет неудовольствие и заставляет виновного, скрывать свою вину. Покажи, что обличаемый брат нашел в тебе искреннего друга, а не врага: он скорее согласится последовать; советам; друга, : чем 'оставит без отищения обиду-врага. Поэтому и, апостол сказал: "Но не считайте его. за врага, а, вразумляйте, как брата"

(2 Фес. 3, 15). Страх ненадолго делает человека осторожным, между тем как стыд-самый лучший наставник в добре. Страх удерживает только на короткое время от пороков и не исправляет порочного, а стыд, напротив, может со временем обратиться в привычку делать добро. Святитель Амвросий Медиоланский (116, 240-241).

"Хочешь ли, мы пойдем, выберем их?"-плевелы (Мф. 13, 28),-говорят ангельские силы, желающие всегда преданно служить Божией воле, потому что видят и нашу леность и великое Божие долготерпение. Но им воспрещается сделать это, чтобы вместе с плевелами они не выдернули пшеницу, не похитили грешника, подающего надежду на исправление, и вместе с родителями, которые сделались порочными, не были истреблены невинные дети - даже те, которые находятся еще в отеческих чреслах, но уже предстоят Богу, видящему сокровенное. Чины ангельские, как рабы Божии, подобно всякому естеству, не знают того чего еще нет, а Господь и знает это, и нередко приводил в исполнение. Не лишил Он жизни согрешающего Исава еще бездетным, чтобы вместе с ним не истребить рожденного от него Нова. Не предал смерти мытаря Матфея, чтобы не воспрепятствовать делу Евангелия. Не умертвил блудниц, чтобы в мире были и образы покаяния. Не наказал и отречения Петра, потому что провидел его горькие слезы. Не истребил, наказав смертью, гонителя Павла, чтобы не лишить вселенную спасения. Потому те плевелы, которые остаются до жатвы и не изменяются, то есть не приносят плода покаяния как совершенно неплодные, готовят себя к великому сожжению. Преподобный Исидор Пелусиот (115,750).

"Подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду" (Мф. 17, 14-15). По моему мнению, этот беснующийся в новолуния изображает человека, предающегося по временам разным порокам, ежечасно изменяющегося в своих намерениях и впадающего то в огонь любодеяния, то в те воды, которые противоположны любви.

"Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его" (Мф. 17, 16). Этими словами отец несчастного отрока укоряет учеников Христовых в том, что отрок его не избавляется от болезни. Но то, что из прибегавших к апостолам некоторые не получали исцеления, зависело иногда не столько от апостолов, сколько от просивших помощи у них; ибо и Сам Иисус Христос многим исцеляемым говорил: "Вера твоя спасла тебя" (Мк. 10, 52).

"Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда" (Мф. 17, 17). Так выразился Иисус об иудеях не потому, что они ему надоели и Он прогневался на них,- Он, смиренный и кроткий сердцем, Который "не открывал уст Своих... и как агнец пред стригущим его" был "безгласен" (Ис. 53, 7),-Он сказал как обычно выражается врач, когда больной не слушается его советов. И врач в подобном случае говорит: "До каких пор я буду ходить к тебе и применять свое искусство: я велю одно, а ты делаешь другое?" А что Господь в настоящем случае гневался не на людей, а на их пороки, видно из тех слов, которые Он произнес тотчас после этого: приведите его ко мне сюда. "И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час" (Мф. 17, 18). Блаженный Иероним (116, 58).

Сколько грехов несмертных? Их невозможно пересчитать, по слову Псалмопевца: "Кто усмотрит погрешности свои?" (Пс. 18, 13).