Spiritual Aspects of Christianity

"И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. ...Они поют как бы новую песнь пред престолом... и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу" (Апок. 14, 1, 3-4).

"Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы" (1 Кор. 3, 16-17).

"Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии" (1 Кор. 6, 20).

Куда идет Агнец, идет так, что с Ним могут идти только души девственные? Какие это жилища покоя? Это места, где удовольствия бесконечно более высокие, чем суетные, безвкусные, обманчивые наслаждения мира. Это даже не те места покоя, которые будут даны в Царствии Божием недевственникам: это совсем другие жилища. Радостью девственников будет Сам Иисус, радость через Иисуса и в Иисусе. Это радость особого рода, не общая с радостью других святых. Другие святые, которые не будут следовать за Агнцем, будут видеть сопутствие девственников Агнцу, но не станут завидовать им. Они будут радоваться их счастью. Они не будут петь песни, а станут слушать и в драгоценном преимуществе, которым те будут наслаждаться, найдут свою радость. Блаженный Августин (113, 617).

Не слишком робей перед плотью, как будто она по природе своей неукротима. Не от Бога тот страх, который делает человека связанным. Не предавайся слишком и плотской неге, чтобы пресыщение, сверх чаяния твоего, не низринуло тебя в стремнину.

Если боишься того, что и малая искра зажигает солому, то ободрись надеждой: великий пламень охладится дождем свыше. Молитвы, воздыхания, дни, проводимые в слезах, и ночи без от дыха, и всецелая любовь к Царю - вот прекрасные целебные средства для целомудрия! При них ты никогда не воздвигнешь в сердце кумира худшей любви, но будешь иметь непорочный ум, как храм великого Бога и лучезарного Духа.

Если чрево у тебя на замке, то, может быть, спасешься от греха. А если двери у него отворены, то боюсь, чтобы плоть не сделалась наглой. Когда тело усмирено, усмиряется вместе с ним и бесстыдная похоть. Вино - это желчь для девственников, приносит им много бесславия, а гнев доводит до неистовства. Все это - путь к смерти.

Насколько девство предпочтительнее супружества, настолько брак предпочтительнее сомнительного девства. Посему и ты, ревнитель совершенства, или вполне возлюби чистое девство, если имеешь к нему силу и расположение, или избери супружество,- как говорят, второе, тоже доброе, плавание. Но избегай тех, которые хотят совместить ту и другую жизнь,- и безбрачную и брачную, то есть примешивают к меду желчь, к вину грязь, к священному Салиму злочестивую Самарию (113, 618).

Брак-доброе дело, но не могу сказать, чтобы он был выше девства. Ибо девство не признавалось бы высоким, если бы не было из лучшего лучшим. Да не огорчаются этим носящие узы брака! "Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Деян. 5, 29). Напротив того, девы и жены, соединитесь, составьте единство в Господе и служите друг другу украшением! Не было бы и безбрачных, если бы не было брака, ибо откуда бы явился на свет и девственник? Не был бы брак честен, если бы Богу и жизни не приносил девственников. Почитай и ты (девственник) мать свою, от которой происходишь; почитай и ты (связанный супружеством) происшедшую от матери как мать, хотя она и не мать, но невеста Христова. Красота видимая не скрыта, а незримую видит Бог:

"Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом" (Пс. 44, 14), то есть украшена и делами, и созерцанием. И вступившая в брак да принадлежит Христу: и дева да будет всецело Христова! Одна да не прилепится совершенно к миру, другая да вовсе не будет от мира! Что замужней принадлежит частично, то девевсецело. Ты избрала жизнь ангельскую, стала в чине безбрачных не ниспадай в вещественное, не сочетайся с веществом, когда ведешь жизнь безбрачную. Блудный взор не охранит девства;

блудный язык вступает в общение с лукавым... Пусть будет девственной и мысль - пусть не кружится, не блуждает, не носит в себе образов того, что лукаво. Это уже часть любодеяния; пусть не созидает в душе ненавистных кумиров! (116, 231-232).

Блаженна жизнь девственников, которые отрешились от плоти и приблизились к чистому Божеству (14, 273).

Приветствую тебя, великое богодарованное девство - податель благ, жребий Христа, свойство небесных сил, которым не известны супружеские узы! А не знают этих уз, во-первых. Бог, потом - лик присносущного Бога (15, 50).

Супружество послужило украшением земли, а девство - Божиего Неба. Святитель Григорий Богослов (15, 56).