Spiritual Aspects of Christianity

Подвиг девства, говорит Спаситель, есть жребий немногих. "Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так" (Мф. 19, 12), то есть люди, которые по природе не имеют влечения к женщинам, но их целомудрие не приносит им пользы. Есть и такие, которые оскопляются людьми. Оскопляющие же себя ради Царства Небесногоэто те, ...кто не по чужому, а по собственному расположению, добровольно решились на подвиг целомудрия, ...вступают на путь к Царствию Небесному. Желая, чтобы мы добровольно подвизались в этой добродетели (девства), Господь говорит: "Кто может вместить, да вместит" (Мф. 19, 12). Таким обра зом, Он не принуждает к девству, не возбраняет и брака, но девство предпочитается. Блаженный Феофилакт (116, 234-235).

Девственницы-это цветы в саду церкви, красота и благолепие благодати, торжество природы, славнейшая часть стада Христова. Святитель Киприан Карфагенский (113, 613).

Девство есть печать совершенства, подобие Ангелам, духовная и святая жертва, венец, сплетенный из цветов добродетели, благоухающая роза, оживляющая всех, находящихся близ нее, приятнейшее благоухание Господу Иисусу Христу, великий дар Божий, залог будущего наследия в Царстве Небесном. Преподобный Антоний Великий (113, 613).

О, девство! - богатство неистощимое, венец неувядаемый, храм Божий, жилище Святого Духа, драгоценный алмаз, радость пророков, слава апостолов, жизнь Ангелов, венец святых. ...Есть два пути один обыкновенный и житейский, то есть брак; другой же ангельский, которого нет превосходнее, то есть девство. Если кто избрал мирской путь, то есть брак, тот не подлежит порицанию, но не получит стольких даров, хотя и получит некие, ибо и он приносит плод тридцатикратный. Кто же воспринял чистый и надмирный путь, хотя он и труднее первого, тот приемлет более чудные дарования, ибо принес плод совершенный, стократный... Святитель Афанасий Великий (113, 613).

Неизвестна нам будущая слава чистоты (девства): ибо она - ангельский венец и добродетель сверхчеловеческая. Сохраним же тело, которое призвано просиять, как солнце. Святитель Кирилл Иерусалимский (113, 613).

Крест есть знамение умерщвления, призванного к соблюдению чистоты, и особенно чистоты девственной, ибо она не может жить без креста: девство соединяется с крестом, крест с девством. Посмотри на крест и увидишь на кресте и под крестом девство. Кто на кресте? Не Тот ли, Кто является Источником и началом девственной чистоты? Кто под крестом? Не Дева ли, пренепорочная Мария, Матерь Божия, вместе с девственником Иоанном? Святитель Димитрий Ростовский (103, 845).

Господь говорит, что Сам Бог первоначально благословил брачный союз и вложил этот закон в нашу природу. О тех же, которые не хотят жениться, сказал: "Кто может вместить, да вместит". Ясно, что хотя Он и признал брак законом естественным, но не настолько необходимым и неизбежным, чтобы не оставить места безбрачию. И последнее Он разрешает, но ограждает условием, которое сближает его с законом естества. Скопец от рождения безбрачен по закону естественному; но и тот, кто по своей воле приводит себя в такое состояние, в каком естественный скопец находится по рождению без участия воли, становится на один уровень с ним в отношении к естественным потребностям. Следовательно, в этом отношении как первый, так и второй - живут в естественном безбрачии. Отчего же духовное скопчество или безбрачие вольное считают неестественным? Оттого, что не понимают естества. У них только то и естественно, что естественно телу. А что естественно духу, и что вследствие воздействия его на тело, становится естественным, того они не хотят считать естественным... хотя о чем-нибудь другом способны рассуждать здраво. Епископ Феофан Затворник (116, 235).

Вот что рассказал авва Иоанн Моавийский. В святом граде была одна монахиня, отличавшаяся благочестием и великим усердием в угождении Богу. Диавол, позавидовав девственнице, внушил одному молодому человеку страсть к ней. Но удивительная дева, сожалея о молодом человеке, взяла корзинку и, положив в нее немного моченых бобов, удалилась в пустыню. Охраняя юношу от соблазна, она позаботилась о спасении его души и о себе самой и искала безопасности в пустыне. Прошло много времени. Промысл Божий устроил так, что не осталась неизвестной ее добродетельная жизнь: в пустыне святого Иордана увидел ее один отшельник. "Мать, что ты делаешь в пустыне?" - спросил отшельник. "Прости меня,- отвечала она, желая скрыть свой подвиг,- я сбилась с пути. Сделай милость, отче, ради Господа, укажи мне дорогу". Но отшельник, узнав свыше о ее подвиге, сказал: "Ты вовсе не потеряла пути я не ищешь его. Ты знаешь, что ложь - от диавола, и лучше расскажи мне Правду". Она рассказала, что предпочла скорее умереть в пустыне, чем служить для кого-нибудь соблазном: "Сколько же времени ты прожила здесь?" - "По благодати Христовой, семнадцать лет".- "Но чем же ты питалась?" Отшельница, показав корзинку с мочеными бобами, отвечала: "Вот эта корзинка вместе со мною вышла из города. В ней было немного бобов... Но Бог оказал мне, недостойной, такую милость, что столько времени я питаюсь ими, а они не убывают. И знай, отче, благодать Его так покрыла меня, что в течение этих семнадцати лет меня не видел ни один человек, а я видела всех". Выслушав это,отшельник прославил Бога. Луг духовный (75, 212-213).

ДОБРО

Высочайшее добро есть Христос

Высочайшее добро есть Христос (104, 608).

Душа, просвещенная светом Христа, познает добро, а непросвещенная не видит добра (104, 608).

Без любви добра не бывает. Святитель Тихон Задонский (104, 609).

Пока человек делает зло, он не может делать добра, но может делать лишь зло под личиной добра. Авва Исаия (82, 234).