Spiritual Aspects of Christianity

Добродетель может быть неправильной, и зло может облекаться личиной добродетели. Естественное добро наше смешано со злом, повреждено им... И наша ограниченность и состояние падения требуют, чтобы наши действия непременно были предваряемы рассмотрением (111, 203). Надо потерять самое понятие о зле, как бы его вовсе не было,

иначе понятие о добре не может быть полным, чистым, совершенным (111, 523).

Недостаточно быть добрым по естеству, нужно быть добрым у по Евангелию (111,537).

Берегись делать добро падшего естества. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112,45).

Юноша с пламенной и сильной душой, каким был Павел, если брался за что-то, то со всем жаром; его сердце и само по себе было склонно к неумеренной ревности, и фарисейство давало для нее много пищи. Из личных свойств его характера, равно как из собственных его свидетельств, мы можем заключить, что он старался превзойти современников в законной праведности, как понимали ее фарисеи. И это было не без намерения Промысла.

Павел, конечно, никогда бы так живо, так точно не описал этого состояния в седьмой главе послания к римлянам, если бы не знал его по собственному опыту. И то, что он перешел к христианству из такой секты, в которой употребляли все предосторожности, ставили всякие преграды против силы пожеланий и страстей, всеми мерами старались принудить себя к добру, было весьма важно для Павла. Испытав все эти меры на себе и узнав их слабость, он мог, как представитель всех людей с ревностными нравственными стремлениями, свидетельствовать собственным опытом, как глубоко в человеческой природе лежит потребность искупления. После этого, также по собственному опыту, он мог определить отношение внутренней свободы, проистекающей из веры в искупление, к рабству законному. Протоиерей Александр (Горский) (114, 271).

Некто из отцов спросил великого авву Нистерия, друга аввы Антония: "Какое бы добро мне творить?" Авва отвечал ему: "Не все ли дела равны? Писание говорит: Авраам был страннолюбив - и Бог был с ним. Илия люби;

безмолвие - и Бог был с ним, Давид был кроток - и Бог был с ним. И так смотри: чего желает по Богу душа твоя, то и делай, и блюди сердце твое". Достопамятные сказания (79, 177).

ДОБРОДЕТЕЛЬ

Цель добродетели - приближение к Богу

Награда добродетели - стать богом, озариться чистейшим светом, созерцаемым в Троичной Единице, от Которой имеем теперь едва несколько лучей. К этому и стремись и в этом преуспевай, окрыляйся этой мыслью, уповая на Вечную Жизнь. Ни на чем не останавливай своих надежд, пока не достигнешь вожделенной вершины. Святитель Василий Великий (9, 235).

Если душа совершает добрые дела, Дух Святой обитает в ней. Преподобный авва Исаия (34, 173).

Добродетель возводит нас к той дивной первоначальной красоте, какою человек обладал, будучи создан по образу Божию и подобию (40, 840).

Будем же упражняться в добродетели, в ней великое богатство и великое чудо-она доставляет истинную свободу. Святитель Иоанн Златоуст (41, 361).