Spiritual Aspects of Christianity

Не станем делать небрежно то, от чего зависит наше спасение. От нас требуется тем высшая добродетель, чем высшие мы получили дары (38, 237).

Ни Крещение, ни отпущение грехов, ни знания, ни участие в таинствах, ни священная трапеза, ни вкушение Тела Христова, ни приобщение Крови и ничто другое не может нам принести пользы, если мы не будем иметь жизни правой и честной и чистой от всякого греха. Святитель Иоанн Златоуст (113, 7).

Перечислив добродетели, о которых надлежит иметь все тщание по приятии благодатных сил, апостол в побуждение к этому сказал: "Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без, успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа" (2 Пет. 1, 8). Прибавим только, что добродетели эти требуют не только неоднократного проявления, они должны всегда пребывать в нас, быть присущими нам, укорененными в нас. И они не должны оставаться на одном уровне, но все более и более умножаться и возрастать в силе и плодотворности. Только в этом случае, говорит Спаситель, ты будешь иметь успех и не останешься бесплодным в познании Господа нашего Иисуса Христа. Входит в познание Господа тот, кто верует в Него и исповедует Его. Ты веруешь? - говорит Он.- Смотри же, не оставляй этой веры праздной и бесплодной.- Что же надо делать, чтобы моя вера не была такой?- Преуспевай во всякой добродетели.- Где утверждающие, что "ве руй и довольно", ничего больше не нужно?!-Кто так думает - слеп (2 Пет. 1, 8-9) (107, 24-25).

"Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф. 12, 30). Выходит, что можно целый век трудиться и думать, что собрано много всякого добра,- а все ни к чему, если собрано было не с Господом. Что же значит - собирать с Господом? Трудиться и действовать по вере в Господа, по заповедям Его, с помощью благодати Его, воодушевляясь обетованиями Его,- жить так, чтобы духом жизни был дух Христов. Есть в мире две области - добра и зла, истины и лжи. Только добро и истина составляют настоящее имение, прочное и ценное; но добро и истина только от Господа, и приобретаются лишь с помощью Его. Понятно, что кто не с Господом собирает, тот не соберет истины и добра,- не соберет того, что можно назвать настоящим имением, прочным и ценным. Если же, кроме этого, ничего нельзя назвать прочным и ценным, то что бы кто ни собирал, все не впрок, все напрасный труд, напрасная трата сил и времени (107, 363-364).

"Лазарь! иди вон" (Ин. 11, 43). У кого есть трудолюбивая Марфа - всестороннее доброделание, и Мария, сидящая у ног Иисуса,- внимательное и теплое обращение к Господу всем сердцем, к тому Сам Господь придет и воскресит Лазаря - его дух, и разрешит его от всех уз душевных и телесных. Тогда начнется у него поистине новая жизнь-бестелесная в теле и неземная на земле. И это будет истинное воскресение в духе прежде будущего воскресения с телом! (107, 92).

В Сретение Господа окружают, с одной стороны, праведность, чающая спасения не в себе,- Симеон, и строгая в посте и молитвах жизнь, оживляемая верой,- Анна; с другой-чистота существенная, всесторонняя и непоколебимая-Дева Богоматерь, и смиренная, молчаливая покорность и преданность воле Божией - Иосиф Обручник. Перенеси все эти духовные состояния в сердце свое и встретишь Господа не приносимого, а Самого грядущего к тебе, воспримешь Его в объятия сердца и воспоешь песнь, которая пройдет небеса и возвеселит всех Ангелов и святых. Епископ Феофан Затворник (107, 47-48).

Добродетель есть всякое слово, дело и помышление, согласное с законом Божиим(104, 609).

Добродетель-плоды духовной мудрости (104, 609).

Добродетель-признак духовно живущего человека (104, 609).

Истинная добродетель состоит в победе себя самого, в желании делать не то, что хочет тленное естество, но чего хочет святая воля Божия, покорять свою волю воле Божией и побеждать благим-злое, побеждать смирением гордость, кротостью и терпением - гнев, любовью - ненависть. Это есть христианская победа, более славная, чем победа над народами. Этого требует от нас Бог: "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим. 12, 21) (104, 610).

Служащий Иисусу и здесь имеет награду. Ибо истинная добродетель - награда сама по себе. Где истинная добродетель, там и любовь; где любовь, там добрая и спокойная совесть, где спокойная совесть, там мир и покой, где мир и покой, там утешение и радость (104, 611).

Христианин должен подражать Христу в добродетелях. Святитель Тихон Задонский (104, 614).

Душа, благодаря евангельским добродетелям, глубже и глубже погружается в смирение и в глубинах этого моря находит драгоценные жемчужины: дары Духа (108, 540).

Все евангельские добродетели несвойственны падшему естеству, во всем подвижник должен принуждать себя, все должен испросить у Бога смиренной, соединенной с сердечным плачем молитвой (108, 475). Добродетели падшего человеческого естества имели свою цену, подобно постановлениям ветхозаветным, до пришествия Христова, они приводили человека в состояние, способное принять Спасителя (109, 331).