Spiritual Aspects of Christianity

Молитва, будучи дочерью исполнения евангельских заповедей, есть вместе и мать всех добродетелей (112, 93).

Молитва рождает добродетели от соединения духа человеческого с Духом Господа, Добродетели, рождающие молитву, отличаются от добродетелей, рождаемых молитвой: первые-душевные, вторые-духовные (112, 93).

Человек может совершать душевные добродетели собственными силами, а духовные добродетели в человеке-дар милосердного Бога, подающего этот дар нищим духом, алчущим и жаждущим правды Христовой. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 526).

Добродетельная жизнь - сама по себе счастье

Добродетельная жизнь сама составляет величайшую честь и счастье, даже если бы мы терпели за нее наказание (36, 94).

Добродетель требует кратковременного труда, а доставляет вечную радость (39,492).

Для человека, искренне любящего Бога,- (доброделание) вожделеннее Царства, потому что истинное Царство состоит в том, чтобы доброй жизнью приобрести благоволение и милость Господа (38, 223).

Научимся заботиться о добродетели и высоко ценить угождение Богу. Не станем ссылаться ни на управление домом, ни на заботу о жене, ни на попечение о детях, ни на что-нибудь другое и думать, будто этим мы можем достаточно оправдать себя в нерадивой и беспечной жизни. Святитель Иоанн Златоуст (38, 197).

Если душа занята добродетелью и не развлекается ничем внешним, она запечатлена печатью истины (19, 239).

Только утвердившаяся в нас забота о добродетели есть нечто постоянное. Ибо кто преуспел в чем-либо высоком, например: в целомудрии, скромности, благочестии или в чем-то другом из возвышенных евангельских заповеданий, тот при возрастании в них имеет не мимолетное и не неустойчивое, но непоколебимое, длящееся всю жизнь удовлетворение (18, 414).

Кто желает добродетели, тот приобретает то, чего возжелал. Потому-блажен взалкавший целомудрия,' ибо исполнится чистоты. А насыщение ею производит не отвращение, но усиленное желание; и насыщение и желание взаимно возрастают в равной степени. Ибо за желанием добродетели следует приобретение желаемого, и приобретенное благо приносит в душу непрекращающуюся радость. Таково свойство этого блага, что не только в настоящем, но на все времена доставляет действительную радость. Преуспевающего в добре радует и воспоминание о жизни, проведенной правильно, и сама жизнь в настоящем, и ожидание воздаяния, которое вижу не в чем ином, как в той же добродетели, так как она и есть дело преуспевающего и дается как награда за преуспеяние. Святитель Григорий Нисский (18, 415).

Как семя дает росток, когда пойдет дождь, так расцветает сердце при добрых делах. Преподобный Ефрем Сирин (25, 193).

Добродетель должна быть бескорыстна, если желает быть добродетелью, которая имеет в виду одно добро. Святитель Григорий Богослов (14, 36).

О добродетели знаем мы от апостола, что у нее один предел совершенства - не иметь предела. Святитель Григорий Нисский (17, 225).