Spiritual Aspects of Christianity

Нечестивые обычно издеваются над решившимися удаляться от нечестия (38, 216).

(Но) пусть ни бесчестие не печалит нас, ни бедность не стесняет, ни болезнь не ослабляет бодрости душевной, ни людское презрение и унижение не делают нас менее усердными к подвигам добродетели (38, 295).

Когда, делая добро, потерпишь какое-нибудь зло, хотя бы на долгое время, не соблазняйся - тебе непременно воздаст Бог. Чем больше медлит воздаяние, тем большим оно будет (46, 380).

Великое воздаяние уготовано делающим добро, но оно бывает еще больше и сильнее, если делающие это добро подвергаются опасности и бесчестию. Святитель Иоанн Златоуст (35, 49).

Не думай, что ты приобрел добродетель, если прежде не боролся за нее до крови. Преподобный Нил Синайский (47, 197).

Не надейся приобрести добродетель без скорби, ибо находящийся в покое не приобретает опыта. Преподобный Марк Подвижник (54, 13).

Без искушения приблизиться к Богу невозможно. Неискушенная добродетель...-не добродетель. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 460).

Не унывайте при испытаниях в непорочности своей - вас почитает Вечная Истина. Вы в книге жизни заслужили себе пресветлые имена и титулы! Дух Божий называет вас царским священством, родом избранным, возлюбленными и близкими своими. Рядом с этими именами гаснет вся слава мира. Но эти титулы не даются никому, кроме украшенных благородством добродетели. Платон, митрополит Московский (105, 69-72).

Один из отцов поведал нам, что в Феополисе был святитель Феодот, отличавшийся добротой, кротостью и смиренномудрием. Как-то он был в пути вместе с одним клириком. Его несли на носилках, а клирик ехал верхом. И говорит святитель клирику: "Будем меняться местами". Клирик не соглашался: "Это будет бесчестие для патриарха, если я сяду на носилки, а святитель поедет верхом". Но чудный Феодот настоял на своем и убедил клирика поступить по своему желанию. Луг духовный (75, 43).

ДОБРЫЕ ДЕЛА

"Вера без дел мертва"...

"Дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые" (Мф. 7, 17-18). "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Мф. 7, 21).

Веруем, что человек оправдывается не одной верой, но верой, которой содействует любовь, то есть через веру и дела. Признаем совершенно нечестивою мысль, будто вера, заменяя дела, приобретает оправдание во Христе: ибо вера в таком смысле могла бы принадлежать каждому и не было бы ни одного не спасающегося, что очевидно ложно. Напротив, мы веруем, что не призрак веры, а живая вера через дела оправдывает нас во Христе. Дела же считаем не только свидетельством, подтверждающим наше призвание, но и плодами, от которых наша вера становится деятельной. Дела могут, по Божественному обетованию, доставить каждому заслу женное воздаяние, доброе или худое, смотря по тому, что он сделал. Послание восточных патриархов о православной вере (113, 7).

Когда благодать, сообщенная человеку, собственным его старанием обращается на совершение святых и благих дел, то эти дела, по милосердию Божию, уже не ей принадлежат, но усваиваются тому, кем они совершаются, как если бы он творил их своими силами. Преподобный Ефрем Сирин (113, 7).