Spiritual Aspects of Christianity

Но скоро нашлись люди, которые вздумали (как это нередко и бывает) объяснить другим то, чего они сами совершенно не понимали: что тут, говорили, удивительного? это действие вина заставило их забыть приличие, и вот они молятся на простонародных языках, тщеславятся их знанием. А иные, насмехаясь, говорили: "они напились сладкого вина" (Деян. 2, 13).

При всей нелепости этой клеветы, в ней есть нечто, стоящее благочестивого внимания. И апостол Павел противопоставляет Святому Духу это состояние, когда говорит: "не упивайтесь вином... но исполняйтесь Духом" (Еф. 5, 18). Не напрасно это противопоставление. И Давид говорит, что праведники "насыщаются от тука дома" Божия (Пс. 35, 9). Не напрасно и это выражение. А невеста-верующая душа, описываемая Соломоном, говорит, что она введена была даже "в дом пира" и просит других подкрепить ее вином (Песн. 2, 4-5). Тут еще более тайны. Что же все это значит? Вероятно то, что исполненный Святым Духом бывает вне себя, и в действиях его, и в самом виде открывается нечто странное, выходящее из обыкновенного порядка; похожее на то, что усматривается в человеке в состоянии опьянения. Так, святой Давид, исполненный Духа Божия, с царским венцом на голове, подобно младенцу, скакал всенародно пред ковчегом завета (2Цар. 6, 16).

Но плотские люди не знают другого восторга, кроме чувственного; упоение Святым Духом, святой восторг от преизбытка благодати чужд для них; они судят по своему опыту - и богохульствуют!-насмехаясь, говорят: "они напились сладкого вина".

Так и весь мир заблуждается, когда берется судить о действиях святых Божиих, когда подводит их под свои правила, под свой, так называемый, порядок, а в самом деле беспорядок вещей. Прочтите жизнеописания святых, и вы увидите, что многие из них почитались людьми странными, лишенными если не ума, то благоразумия. Уже смерть открывала общее заблуждение и показывала всем, что их "весь мир не был достоин" (Евр. 11, 38).

Таким образом, при самом сошествии Святого Духа снова подтвердилось слово Спасителя, что мир "не знает Его" (Ин. 14, 17). Он и никогда не узнает Его. Но вместе с этим оправдалось и то, что Дух Святой, "придя, обличит мир о грехе"

(Ин. 16, 8).

Слыша хулу иудеев, Петр с прочими апостолами стал перед ними и произнес обличительное слово. Кратко и просто было это обличение, но поскольку устами Петра вещал Дух Святой, то слова его проникали сердца слышавших и победили их упорство. Выслушав его, повествует святой Лука, "они умилились сердцем" и сказали: "что нам делать, мужи братия?" (Деян. 2, 37).

"Покайтесь,- отвечал святой Петр,- и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа", и вы не только будете прощены, но и сами "получите дар Святаго Духа"; ибо обетование Святого Духа дано не нам одним, и "вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш" (Деян. 2, 38-39).

После этого иудеи немедленно покаялись, уверовали, окрестились,-и новая Церковь из ста двадцати выросла до трех тысяч человек. Так окончилось это событие - полным торжеством Святого Духа над неверовавшими! Иннокентий, архиепископ Херсонский (114, 88-89).

Господь Бог обещал через пророков послать Святого Духа Своего, и это обещание несколько раз исполнил: ибо не однажды, но несколько раз в различных видах Дух Святой являлся в мире. Так, Он являлся в виде голубином, при крещении Христовом;

в светлом облаке, во время Преображения Иисуса Христа; в бурном дыхании ветра, как свидетельствует святой Лука: "И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились" (Деян. 2, 2); наконец, по свидетельству того же евангелиста,- в огненных языках. Для чего, спросишь, в столь различных видах? Для многих назидательных для нас причин.

Во-первых, Дух Святой явился в виде голубином потому, что Святая Церковь именуется в Писании голубицею (Песн. 2, 14), и что голубь есть не хищная птица, но простая, не имеющая в себе никакого зла. Потому и жилищем Святого Духа бывают только такие люди, которые имеют сердце простое и смиренное, а не коварное и лукавое. Далее Дух Святой явился в виде голубином и для того, чтобы научить нас богомыслием возноситься на высоту и водворяться с Богом. Кто непрестанно стремится в селения небесные и восклицает с псалмопевцем: "кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы" (Пс. 54, 7), того Дух Святой таинственно переносит на крыльях Своих в небесные селения.

Во-вторых, Дух Святой явился в облаке на Фаворе, так точно, как и в Ветхом Завете Он явился в облаке Моисею, ибо написано:

"сошел Господь в облаке" (Исх. 34, 5). Из облаков изливается дождь, орошающий и оплодотворяющий землю; так и Дух Святой, по словам апостола, изливает дождь Своей благодати на сердца наши: "любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим. 5,5). В облаках рождаются молнии и громы, из них исходят молниеносные и огненные стрелы: подобно сему действует Дух Святой в устах учителей церковных, ибо как молния светом своим прогоняет тьму, и как гром устрашает людей, так, исполненные Святого Духа, учители церкви проповедью своей разгоняют темные грехи и устрашают грешников, напоминая нам вечные мучения, ожидающие всех, служащих греху.