Spiritual Aspects of Christianity

оно мрак под ногами Его... (109, 324).

Бог, будучи жизнью, само жизнью, пролил из Себя жизнь во все живущее и существующее. Жизнь мира есть отражение саможизни Бога. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 118).

БЕЗНАЧАЛЬНОСТЬ БОЖИЯ

"Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог" (Пс. 89, 3).

"Одно то не должно быть сокрыто от нас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2 Пет. 3, 8; Пс. 89, 5).

Божество беспредельно и непознаваемо. В Нем совершенно постижимо только одно - Его беспредельность ... Когда разум устремит взор свой на горнюю бездну и не находит, на чем остановиться или где положить предел своим представлениям о Боге, тогда беспредельное и неисследимое он называет безначальным. А когда, устремившись в дольнюю бездну, испытывает нечто подобное, тогда называет Его бессмертным. Когда же сводит в единство то и другое, тогда именует вечным, ибо вечность не есть ни время, ни часть времени, потому что она неизмерима (14, 155).

Един есть Бог безначальный, беспричинный, не ограниченный ничем, ни прежде бывшим, ни будущим, объемлющий вечность, беспредельный; великий Отец благого, великого Единородного Сына, Который в рождении Сына не потерпел ничего свойственного телу, потому что Он-Ум. Един есть Бог иной (по ипостаси), но не иной по Божеству-Слово Бога, живая печать Бога, живая печать Отчая, единый Сын Безначального и Единственный Единственного, во всем равный Отцу (кроме того, что Один всецело пребывает Родителем, а Другой-Сыном). Основатель и Правитель мира, Сила и Мысль Отца. Един Дух-Бог от благого Бога... Святитель Григорий Богослов (14, 216).

Бог всегда был, есть и будет; но лучше сказать, что Он

всегда есть, потому что "был" и "будет" означают деления нашего вре-мени, свойственные естеству преходящему, а Сущий вечен. Святитель Григорий Назианзин (113, 109).

Всякое прошедшее уже не существует, а всякое будущее еще не существует, следовательно, как прошедшее, так и будущее есть недостаток в бытии. Но в Боге ничего недостающего нет. Следовательно, у Бога нет ни прошедшего, ни будущего, а одно настоящее. Блаженный Августин (113, 109).

Не должен христианин сомневаться, что Бог наш - безначальный, бесконечный и потому вечный и присносущный. Он один существенно живет, не может не быть. Существо Его и естество есть сама жизнь. Все созданное имеет начало, так как Им приведено из небытия в бытие; и могло бы снова не быть, если бы Он так изволил. Но Создатель как был всегда - и прежде мира, так и ныне Тот же, и вечно будет Тот же неизменно; и как прежде не мог не быть, так и не может не быть. Поэтому не только называется "Вечный", но и "вечность"; не только "Живой", но и "жизнь"; не только "Безначальный и Бесконечный", но и "безна чальность и бесконечность"; не только "Пребывающий", но и "бытие". Мы называем Его "Сущий", то есть и был, и есть, и будет. И в Святом Писании Он говорит о Себе: "Который есть и был и грядет" (Апок. 1, 8). И в прочих местах прекрасно изображается Его безначальность и вечность. Святитель Тихон Задонский (104, 120-121).

ВЕЛИЧИЕ БОЖИЕ

"Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров" (Втор. 10, 17).

"Нет подобного Тебе, Господи! Ты велик, и имя Твое велико могуществом" (Иер. 10, 6).