Spiritual Aspects of Christianity

(В таинстве Елеосвящения) огонь благодати прогоняет бесов, истребляет (забытые) грехи, этот огонь есть сила Воскресения, действенность бессмертия (33, 190).

Кто создал душу, Тот сотворил и тело, и Кто исцеляет бессмертную душу. Тот может излечить и тело от временных страданий и болезней (33, 308).

Благодать требует, чтобы причащающаяся ее душа была благоговейна, благомысленна, чтила благодать и являла в себе достойные плоды. Преподобный Макарий Египетский (33, 456).

Для того предстоят здесь священники, чтобы слабые молитвы людей соединились с их сильными молитвами и вместе восходили на небо (35, 521).

Удивительно ли, что молитва может прекращать человеческие горести, если она легко погашает и истребляет сами грехи? (35, 546).

Но Бог часто попускает тебе впасть в болезни не потому, что Он оставил тебя, но чтобы более прославить тебя (и очистить) (35, 660).

Ибо какой вред от болезни тела, когда душа здорова? (35, 855). Молитва-причина спасения, виновница бессмертия души, несокрушимая стена Церкви, непоколебимая охрана; она страшна для демонов, для нас же, благочестивых, спасительна (36, 243).

Но молящемуся надо прежде всего иметь твердую веру, и тогда просимое непременно будет получено (39, 11).

Испорченность души есть причина болезней телесных (41, 145).

Имея какую-нибудь телесную болезнь, мы всеми силами стараемся освободиться от нее, а тяжко страдая от болезней душевных, мы медлим... Потому мы не избавляемся и от телесных болезней, что необходимое для нас считаем маловажным, а маловажное-необходимым и, оставив самый источник зол (грехи и страсти), хотим очистить потоки (болезни телесные). Святитель Иоанн Златоуст (41, 145).

Вот почему в болезнях телесных, прежде врачей и лекарств, пользуйтесь молитвой (48, 236).

Нет такой немощи, которую не в силах исцелить человеколюбивый Христос. Преподобный Нил Синайский (49, 390). Недуги Бог посылает для здоровья души. Преподобный Иоанн Лествичник (57, 296).

Победа же над собственной греховностью (с помощью благодати) есть вместе и победа над вечной смертью (111, 158).

Духовный разум научает, что недуги, которые Бог посылает человеку, посылаются по особенному Божию милосердию, как горькие целительные врачевания больным душою; они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, чем чудесные исцеления (111, 317).

Одр болезни часто бывает местом богопознания. Страдания тела часто бывают причиной духовных наслаждений... Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 506).

ЖИЗНЬ ЗЕМНАЯ

Земная жизнь-борьба между жизнью и смертью

Земная жизнь есть не собственно жизнь, но непрестанная борьба между жизнью и смертью: попеременно мы уклоняемся то к той, то к другой, колеблемся между ними, оспариваемся ими. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (110, 171).

Жизнь человеческая-непостоянное море, зыбкий воздух, неуловимое сновидение, утекающий поток, исчезающий дым, бегущая тень, воды, колеблемые волнами. И хотя буря страшна, плавание опасно, однако же мы, пловцы, беспечно спим. Страшно и свирепо море жизни, суетны надежды, надмевающие, подобно бурям. Скорби вздымаются, как волны, злоумышления скрываются, как подводные камни; враги лают, как псы; похитители окружают, как морские разбойники; приходит старость, как зима; наступает смерть, как кораблекрушение. Видишь бурю-правь искуснее, смотри, как плывешь, не затопи ладьи своей, перегрузив ее или богатством, приобретаемым неправдою, или бременем страстей. Святитель Василий Великий (7, 344).

Не море ли жизнь наша и дела человеческие? И в ней много соленого и непостоянного. А ветры-это не постигающие ли нас искушения и всякие неожиданности? Об этом, кажется мне, досточудный Давид говорит: "Спаси меня. Боже, ибо воды дошли до души моей... вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня" (Пс. 68, 2-3). Что же касается искушаемых, то одни, рассуждаю я, как самые легкие бездушные тела, увлекаются и нимало не противостоят напастям, потому что не имеют в себе твердости и веса, доставляемых разумом целомудренным и готовым бороться с встретившимися обстоятельствами; а другие, как камень, достойны того Камня, на Котором мы утверждены и Которому служим. Таковы все, которые, руководясь мудростью и стоя выше людей бездуховных, все переносят твердо и непоколебимо и посмеиваются над колеблющимися или жалеют о них,-посмеиваются по любомудрию, жалеют по человеколюбию. Сами же для себя вменяют в стыд будущие бедствия не считать бедствиями, но уступать победу над собою настоящим, как будто они постоянны, мудрствовать безвременно, а в случае нужды оказываться немудрыми. Это подобно тому как если бы стал считать себя отличным борцом тот, кто никогда не выходил на поприще, или искусным кормчим, кто высоко думает о своем искусстве в тихую погоду, а в бурю бросает из рук кормило (12, 300).

Много путей многобедственной жизни и на каждом встречаются свои скорби. Нет добра для людей, к которому бы не примешивалось зло. И хорошо еще, если бы горести не составляли большей меры. Богатство- не верно; престол-кичение сновидца; быть в подчинении тягостно; бедность-узы; красота-кратковременный блеск молнии; молодость- временное кипение; седина-скорбный закат жизни; слова-летучи; слава-воздух; благородство-старая кровь; сила-достояние и дикого вепря; пресыщение-нагло; супружество-иго; многочадие- необходимая забота; бесчадие-болезнь; народные собрания-училища пороков; бездеятельность-расслабляет; художества-приличны пресмыкающимся по земле; чужой хлеб-горек; возделывать землю- трудно... Смертным все трудно; все здешнее-смех, пух, тень, призрак, роса, дуновение, летящее перо, пар, круг, вечно кружащийся, повторяющий все, подобное прежнему, и неподвижный, и вертящийся; и разрушающийся, и неизменный-во временах года, днях, ночах, трудах, смертях, заботах, забавах, болезнях, падениях, успехах. И это дело Твоей премудрости. Родитель и Слово, что все непостоянно, чтобы мы сохраняли в себе любовь к постоянному! Все обтек я на крыльях ума - и древнее и новое, и ничего нет немощнее смертных. Одно только прекрасно и прочно для человека: взяв крест, переселяться отсюда. Прекрасны слезы и воздыхания; ум, питающийся Божественными надеждами и озарениями Пренебесной Троицы, вступающей в общение с очищенными. Прекрасны отрешение от неразумной персти, нерастление образа, принятого нами от Бога. Прекрасно жить жизнью, чуждой жизни, и, променяв один мир на другой, терпеливо переносить все горести (14, 271).