Spiritual Aspects of Christianity

Мы не должны иметь никаких помышлений, кроме помышлений страха Божия. Если кто будет принужден позаботиться о потребностях тела, то никак не должен попустить себе размышления об этом прежде времени. Изречения безымянных старцев (82, 400).

Если бы мы имели попечение о небесном, то не заботились бы столь о земном. Если бы мы помышляли о нетленном, то не были бы столь привязаны к тленному. Если бы мы возжелали вечного, то не любили бы так временного. Преподобный Симеон Новый Богослов (61, 233).

"Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится",-говорит пророк (Пс. 38, 7). Воистину всуе мятется всякий человек живущий, ища покоя в вещах земных и тленных; никогда он не найдет его. Поэтому Господь, милуя и щадя Свое создание, предузрев лучшее о нас, умышленно сократил эту жизнь нашу, чтобы не долго мы всуе трудились и бессмысленно заботились о мимотекущих вещах; как и Сам Господь сказал Марфе, много пекущейся: "Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же (немногозаботливая) избрала благую часть (Господа), которая не отнимется у нее" вовеки (Лк. 10, 41-42). Показывает Господь, что поскольку всуе мятется человек, он собирает сокровища, но не знает кому. Итак, нет ничего в этом мире постоянного, ни в единой вещи нет покоя и тишины, только непрестанный мятеж и великое томление для души. Только в Боге едином и в благодати Духа Пресвятого-мир, тишина и вечный покой... Святитель Димитрий Ростовский (103, 1054-1055).

Авва Дула, ученик аввы Виссариона, рассказывал: "Однажды мы шли по морскому берегу. Я почувствовал большую жажду и сказал об этом авве Виссариону. Старец, помолившись, сказал мне: "Напейся из моря". Морская вода сделалась пресной, и я утолил ею жажду. Напившись, я налил воды в запас. Старец спросил: "Зачем ты сделал это?". Я ответил: "Прости меня, я сделал это на случай, если опять захочется пить". Старец сказал: "Как здесь-Бог, так и везде-Бог". Отечник (82, 78-79).

Положим, что имеешь ты у себя то, чем обладал осыпанный золотом Гигес 1, и, безмолвно властвуя, одним обращением перстня приводишь все в движение; что рекою потечет к тебе золото, что загордишься ты, как лидийский царь, и что сам персидский Кир 2, величающийся могуществом престолов, сядет ниже тебя. Положим, что ополчениями возьмешь ты Трою 3, что народы и города изваяют твой лик из меди, что одним мановением будешь приводить в движение народные собрания, что речи твои удостоятся венцов, что покажешь в судах Демосфенов 4 дух, что Ликург 5 и Солон 6 уступят тебе в законодательстве. Пусть в груди твоей живет Гомерова7 муза, пусть у тебя Платонов8 язык... Положим, что ты опутываешь всех сильными возражениями, как неизбежными и хитро закинутыми сетями. Положим, что ты поставишь все вверх дном с Аристотелем9 или с какими-нибудь новыми Пирронами10, сплетая понятия в безвыходные лабиринты. Положим, что тебя, окрыленного, понесут вверх эти баснословные (что бы они ни значили) Пегас11 или стрела Скифа Авариса12. Все это, о чем я сказал, а также блистательное супружество, сибаритский13 стол и все прочее, чем превозносится наша мысль,-доставит ли тебе столько выгоды, сколь полезно поставить все это ниже себя, но иметь в душе высокое достоинство знания-откуда она произошла, к Кому и куда должна возвратиться и какое стремление сообразно в ней с разумом? Святитель Григорий Богослов (115, 122).

1 Гигес, или Гуггу (VII в. до Р. Х).-лидийский царь, родоначальник династии Мермнадов. Из истории Геродота (V в. до Р. X.) известно, что Гигес завладел престолом, убив лидийского царя Кандавла и получив освящение своей власти у Дельфийского оракула. Согласно более легендарной версии Платона, Гигес был пастухом и нашел волшебное кольцо, доставившее ему престол Лидии. Он расширил пределы своего царства до Пропонтиды и Геллеспонта.

2Кир II Великий (558-530 гг. до Р. X.)-основатель древнеперсидского царства, покоритель Вавилона. Царство Кира простиралось от Персии до Индии, включая среднеазиатские царства Хоросан (Хиву), Согдиану (Бухару) и др.

3Троя- древний город на побережье Малой Азии. Памятники древнегреческой поэзии "Илиада", "Одиссея" повествуют о разрушении Трои ахейцами, предводительствуемыми микенским царем Агамемноном; археологическая наука датирует падение Трои XIII веком до Р. X.

4Демосфен (384-322 гг. до Р. X.)-один из знаменитейших ораторов и политических деятелей древних Афин. Отстаивая свободу Афин от захватнической политики Филиппа Македонского (359-336 гг. до Р. X.), произносил перед афинским народом разоблачительные речи-"филиппики". Патриотическая деятельность Демосфена отсрочила поражение Афин до 338 г. до Р. X.

5Ликург (IX-VIII вв. до Р. X.)-преобразователь государственного строя и законодательства Спарты; установил жесткий регламент жизни спартанцев и меры против роскоши. Его законы распространялись а устной форме.

6Солон (VII-VI вв. до Р. X.)-афинский реформатор и законодатель, один из "семи мудрецов" Древней Греции, элегический поэт. Установил законы, ограничивающие крупное землевладение, и отменил личную зависимость должника от кредитора.

7Гомер (ок. IX в. до Р. X.)-автор древнегреческого эпоса "Илиада" и "Одиссея".

8Платон (V-IV вв. до Р. X.)-знаменитый афинский философ-идеалист, ученик Сократа, один из основоположников диалектики. "Диалоги" Платона- блестящий образец античной философии и литературного стиля.

9Аристотель (384-322 гг. до Р. X.)-один из величайших философов Греции, систематизировавший современные ему знания. Опровергал неверные научные представления.