Spiritual Aspects of Christianity

Поэтому и [апостол] Павел намекает на то же самое, говорит: "сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление" (Гал. 6,8). Такому сеятелю подобны и те, которые на песке строят, на блуде, на роскоши, на пьянстве, на гневе и на всем прочем. Порок делает своих последователей безрассудными, и дом, построенный на песке, распадается не просто, а с великим бедствием. Ибо Спаситель сказал: "и было падение его великое" (Мф. 7, 20). И в самом деле, опасность угрожает не маловажным вещам, а душе, и притом лишением Неба и вечных благ. Но и прежде этого порочный будет проводить жизнь самую несчастную, сопряженную с непрерывными печалями, страхом, заботами и сильными беспокойствами, на что указывая, премудрый Соломон говорит: "нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним" (Притч. 28, 1). Поскольку такие люди трепещут теней, подозревают друзей, врагов, знакомых и незнакомых и таким образом прежде вечных мучений еще здесь терпят жесточайшее мучение. Все это показывая, Христос сказал, "И было падение его великое". Таким образом, убеждая самых упорных неверных избегать порока, Он сделал достойное заключение Своим благим заповедям. Святитель Иоанн Златоуст (115, 651-652).

Никто не удостоится принять небесные дары Святого Духа, если не будет предварительно упражняться в изучении святых заповедей. Преподобный Нил Синайский (48, 245).

Душа не в состоянии сделаться чистой, если не хранит заповеди (55, 245).

Если зрение ума не будет очищено деланием заповедей... не приобретет в совершенстве света любви, не преуспеет возрастом в обновлении Христовом. Преподобный Исаак Сирин (55, 268).

Те, которые небрегут об упражнении в слове Божием, об исполнении святых Божиих заповедей, пребывают в горестном омрачении греховном, в плену у греха... в бесплодии, даже если живут в глубокой пустыне (109, 48).

Угроза пренебрегающему исполнением заповедей заключается в предсказании ему бесплодия, отчуждения от Бога, гибели. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 33).

"Иди... нимало не сомневаясь..."

"Встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их" (Деян. 10, 20). Хотя одно из лучших правил жизни- прежде начала дела обсудить его со всех сторон, как и Премудрый заповедует: "Без рассуждения не делай ничего" (Сир. 32, 21), однако есть случаи, когда нет нужды предварительно взвешивать то, к чему приступаем, и даже совершенство дела требует, чтобы оно было исполнено без всякого недоумения и размышления. Таковы дела, предписываемые нам нашим Верховным Законодателем.

Между тем у нас бывает не так.

Например, бедный просит посильной помощи... Закон Божий говорит прямо: "просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся" (Мф. 5, 42). Но нам, прежде исполнения заповеди Христовой, приходит на мысль многое, что, по-видимому, может сделать самое безусловное повеление Христово не обязательным для нас. "Могу ли я для других жертвовать тем, что самому мне стоит таких трудов и попечении, да и достоин ли помощи просящий, не употребит ли он во зло самого благодеяния, не располагают ли его подаяния к жизни праздной за счет ближних своих?" и прочее. Другой пример: мы обижены и потерпели нечто от ближнего... Закон Божий говорит: "любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас" (Мф. 5, 44). Но мы, не отвергая высоты Евангельской заповеди, стараемся так обсудить наше положение, чтобы именно к нам одним не имела она безусловного приложения; если стерплю обиду, говорим, то признаю себя как бы достойным ее, а мои отношения к другим таковы, что показаться достойно униженным-значит отвратить от себя всех и ввести других в заблуждение о моей чести, а себя самого поставить в положение самое трудное и невыносимое в обществе...

Каковы бы ни были эти и подобные суждения (впрочем, никакого сомнения нет, что они ложны, как произведения нашего своекорыстия и самолюбия), но не дерзко ли судить то, что, так сказать, обсуждено уже Самим Богом? "Если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить, а ты кто, который судишь другого?" (Иак. 4, 11-12).

Вникнем в положение святого апостола Петра, которому были сказаны эти слова: "Встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь". Ему повелевается идти к язычнику и вступить с ним в общение. Но "иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником" (Деян. 10, 28). Поэтому какую основательную причину мог бы представить апостол Петр для того, чтобы не исполнить данного ему повеления... Но так как ему было сказано: "иди с ними... ибо я послал их", то он не проявил ни тени сомнения или нерешительности в исполнении повеления Господня.

И перед каждой евангельской заповедью есть слово Самого Господа Законодателя: "Я говорю вам" (Мф. 5, 22, 28, 32, 34, 39, 44). Зачем же лукавые помышления входят в сердца ваши, когда предстоит нам исполнение этих заповедей? Для чего дерзаем казаться предусмотрительнее Самого Господа, подвергая сомнению то, что Он повелевает нам делать, не сомневаясь? Некоторые из подвижников до того усовершенствовали свое послушание воле других, более опытных, подвижников, что не позволяли себе ни малейшего сомнения или колебания в исполнении всякого указания их, и потому, где можно было, по-видимому, опасаться за их неразборчивость, там они совершали чудеса... А мы не хотим безусловно покориться воле Божией! Господи! "Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего" (Пс. 118, 18)! Воскресное чтение (114, 340-341).

Покаяние составляется из исполнения всех Евангельских заповедей. Евангельские заповеди возможно исполнять точно и богоугодно только из сердца сокрушенного и смиренного. Дух жительства по Евангельским заповедям-покаяние (82, 413).