Spiritual Aspects of Christianity

Если брат сварит пищу, и сварит ее не очень хорошо, то не скажи, что он сварил плохо. Таким отзывом нанесешь вред душе своей. Подумай, как тяжело было бы тебе выслушать подобный отзыв от другого, и успокоишься (82, 177).

Путешествуя вместе, обращайте внимание на того, кто немощнее других; оказывайте ему снисхождение, когда ему нужно будет посидеть немного или вкусить пищи прежде назначенного часа (82, 178).

Не уязвляй совести ближнего и стяжаешь смиренномудрие (82, 202).

Милость сердца обнаруживается прощением обид и оскорблений. Преподобный авва Исаия (82, 217).

Покрой согрешающего, если это не приносит тебе вреда; этим ты ободришь его к покаянию и исправлению, а тебя будет поддерживать милость твоего Владыки. Немощных и опечаленных сердцем утверди словом и всеми средствами, находящимися в твоей власти, и та Десница, которая носит все, будет поддерживать тебя (82, 280).

На всех изливай милость твою, и от всех будь далек по телу. Преподобный Исаак Сирин (82, 280).

Сколько имеешь силы, потрудись избавить ближнего от греха его, не укоряя его за грех; и Бог не отвращается от обратившихся к Нему... Авва Иперхий (82, 283).

Просил авва Феодор Фермейский наставление у аввы Памво. После продолжительного молчания Памво сказал Феод ору: "Феодор! Иди, стяжи милость и получишь дерзновение пред Богом". Авва Памво (82, 347).

Один великий старец, если приходили к нему за назиданием, говорил с дерзновением: "Вот я принимаю на себя лицо Бога и сажусь на престол Суда. Чего желаешь ты? Скажешь: "Помилуй меня". Отвечает тебе Бог: "Если ты хочешь, чтобы Я помиловал тебя,-помилуй сам братьев твоих, и Я помилую тебя. Если ты хочешь, чтобы Я простил тебя,-ты прости ближнему твоему". За Богом ли дело? Нет, за нами; мы должны пожелать спасения" (82, 501-502).

Однажды авва Аммон пришел к инокам, чтобы разделить с ними трапезу. Одного из братий этого места посещала женщина. Это стало известно прочим братьям; они смутились и, собравшись на совещание, решили изгнать брата. Узнав, что епископ Аммон находится тут, они пришли к нему и просили его, чтобы и он пошел с ними для осмотра келлии брата. Узнал об этом брат тот и скрыл женщину под большим деревянным сосудом, обратив сосуд дном кверху. Авва Аммон понял это и ради Бога покрыл согрешение брата. Придя со множеством братий в келлию, он сел на деревянном сосуде и приказал обыскать келлию. Женщину не нашли. Авва Аммон сказал братиям: "Бог да простит вам согрешение ваше". После этого он помолился и велел всем выйти. За братиею пошел и сам. Выходя, он милосердно взял за руку обвиненного брата и сказал ему с любовью: "Брат! внимай себе" (82, 64-65).

Был в Антиохии патриарх Александр, особенно милостивый и сострадательный ко всем. Один из письмоводителей его украл у него несколько златниц и бежал в Египетскую Фиваиду. Там, в пустом месте, варвары схватили письмоводителя и завели в глубину своей страны. Блаженный Александр узнал об этом и выкупил пленника, дав за него восемьдесят пять златниц. Когда пленник возвратился, патриарх оказал ему столько благодеяний, что некоторые из граждан говорили: "Благодать Александра не может быть побеждена никаким согрешением" (82, 72-73).

Поведали братия об авве Геласии: у него была книга в пергаментном переплете, в которой был написан весь Новый и Ветхий Завет, стоившая восемнадцать златниц. Книга лежала в церкви, чтобы все братия, кто бы ни пожелал, могли читать ее. Пришел некий странник посетить старца и, увидев книгу, прельстился и украл ее. Старец, хотя и узнал о случившемся, не пошел вслед за ним, чтобы остановить его и взять у него похищенное. Брат пришел в город и искал, кому продать книгу. Найдя покупателя, он назначил ей цену в шестнадцать златниц. Покупатель, желая удостовериться в верности цены, сказал ему: "Сперва дай мне книгу; я покажу ее кому-либо из знающих и тогда отдам тебе деньги". Брат отдал книгу. Покупатель, взяв ее, отнес к авве Геласию, чтобы он рассмотрел, хороша ли книга и стоит ли назначенной цены. Старец отвечал: "Купи ее: книга хороша и стоит таких денег". Покупатель, возвратясь к продавцу, иначе передал ему эти слова: "Я показывал книгу авве Геласию, и он сказал мне, что книга не стоит назначенной тобой цены". Услышав это, брат спросил: "Не сказал ли тебе старец еще чего-либо?". "Ничего",-отвечал покупатель. Тогда брат сказал ему: "Я уже не хочу продавать эту книгу". Умилившись сердцем, он пришел к старцу и просил его взять книгу обратно, раскаявшись в своем поступке и прося прощения. Но старец не хотел принять книгу. Тогда брат сказал ему: "Если ты не примешь книгу, мне не обрести спокойствия совести во всю мою жизнь". На это старец отвечал: "Если ты не сможешь успокоиться иначе, то я беру ее". Брат, пораженный милосердием старца, пребыл при нем до своей кончины (82, 85-86).

Был некий игумен, отец общежительного монастыря, святой по жизни, украшенный всеми добродетелями, милостивый к нищим. Он так молился Богу: "Господи! знаю, что я грешен, но, надеясь на Твою Благость, уповаю спастись ею. Умоляю эту Благость Твою, Владыко, не разлучи меня с духовной семьей моею и в Будущем Веке, но сподоби моих чад со мною Вечной Жизни!". Часто повторял святой эту молитву, и Господь ответил на нее следующим образом. В другом монастыре, находившемся недалеко от их монастыря, был праздник. Приглашен был на праздник игумен с его монахами. Он не хотел идти, но пошел, услышав во сне глас: "Пойди на праздник; только пошли учеников твоих впереди себя, а сам иди один за ними". Когда настало время, монахи его пошли на обед. На дороге они увидели лежащего нищего, расслабленного и в ранах. Он со слезами рассказал им: "Я был болен, а здесь напал на меня зверь, изранил, изломал меня, и некому взять меня и отнести в село". Они сказали: "мы пеши и не можем взять тебя, потому что при нас нет осла". Так они оставили его и ушли. По прошествии короткого времени пришел игумен, увидел нищего, который лежал и стонал. Узнав о его беде, он спросил: "Не проходили ли здесь монахи незадолго передо мною и не видели ли тебя?". Нищий отвечал: "И расспросили о случившемся со мною, и ушли". Игумен сказал: "Если можешь, пойдем потихоньку вместе". Нищий отвечал: "Не могу идти". Игумен сказал: "В таком случае я возьму тебя на плечи и с Божией помощью донесу до селения". Нищий начал отговаривать его: "Отец! как тебе одному нести меня? путь далекий, но поди туда и пошли за мною". Игумен отвечал: "Жив Господь, Бог мой! Не оставлю тебя!". С этими словами он возложил нищего на плечи и понес. Сперва он чувствовал тяжесть ноши по обыкновенному весу человека; потом тяжесть уменьшилась, а потом и еще уменьшилась, сделалась почти нечувствительной. Игумен недоумевал, почему это так, и вдруг тот, кого он нес, сделался невидим. И последовал глас к игумену: "Ты постоянно молишься об учениках твоих, чтобы они сподобились Жизни Вечной, но дела у тебя одни, а у них-другие. Если хочешь, чтобы прошение твое было исполнено, убеди их поступать так, как поступаешь ты. Я-Судия Праведный: воздаю каждому по делам его" (82, 417-418).

Один старец жил с другим братом на правах общежития. Старец был очень милосерд. Случился голод, и начали приходить к ним для получения милостыни. Старец давал хлеб всем. Брат, увидев это, сказал старцу: "Дай мне мою часть хлебов и делай со своей, что хочешь". Старец разделил хлебы и по обычаю своему продолжал подавать милостыню из своей части, а к нему приходили многие, услышав, что он подает всем. Бог, видя расположение воли его, благословил хлебы. У брата, взявшего свою часть и не дававшего никому ничего, кончились хлебы, доставшиеся на его долю. И он сказал старцу: "Так как у тебя осталось очень мало хлебов, прими меня снова в общежитие с тобою". Старец отвечал: "Как хочешь, пожалуй". И снова начали жить они по общежительному уставу. Опять наступило время скудости в жизненных припасах, и опять нуждающиеся стали приходить к старцу за милостыней. У них самих оказался недостаток в хлебе, брат заметил это. И вот пришел бедный просить подаяния. Старец сказал брату: "Дай ему хлеб". Брат отвечал: "Авва! у нас же нет хлебов". Старец сказал на это: "Пойди поищи". Брат пошел, отворил дверь в чулан, в котором они обыкновенно хранили хлеб, и увидел, что чулан наполнен хлебами. Он испугался и подал хлеб нищему; таким образом, узнав веру и добродетель старца, он прославил Бога. Отечник (82, 509).