Spiritual Aspects of Christianity
Все усилия противника состоят в том, чтобы суметь отвлечь ум от памяти о Боге, от страха и любви к Господу, употребив для этого земные приманки или какими-нибудь благовидными мыслями отвратить ум к мнимым благам от блага истинного, то есть от любви к Богу. Преподобный Ефрем Сирин (27, 339).
Диавол не допускает, чтобы зло стало явным, но множеством злых (людей) прикрывает гнусность зла; иначе, если бы злому пришлось жить между многими добродетелями, он лучше увидел бы свою наготу (41, 816).
Таковы ухищрения врага: он возводит лестью на большую высоту, чтобы низвергнуть потом в бездну (38, 131).
Таковы козни диавола: когда он найдет послушных себе, то, обольстив их кратковременными удовольствиями, низвергнув в самую глубину зла и покрыв стыдом и бесчестием, оставляет их в этом низком положении на жалкий позор (38, 156).
Диавол имеет обыкновение вовлекать неосторожных в обман даже и при посредстве того, что часто приносит пользу, если это полезное получает не должное применение (37, 575).
Враг доставляет то простор, то скорби: он испытывает, к чему склонен человек, туда и сам вторгается. Святитель Иоанн Златоуст (46, 447).
В средство погубления человеческого рода употреблена была падшим ангелом ложь. По этой причине Господь назвал диавола ложью, отцом лжи и человекоубийцей от начала (Ин. 8, 44) (108, 231).
Диавол любит злодействовать тайно, любит быть непримеченным, непонятным... будучи обличен и объявлен, оставляет добычу свою, уходит (112, 150).
Духи злобы с такой хитростью ведут брань против человека, что приносимые ими помыслы и мечтания душе представляются как бы рождающимися в ней самой, а не от чуждого ей злого духа, действующего и вместе старающегося укрыться (110, 7.)
Падший ангел старается обмануть и вовлечь в погибель иноков, предлагая им не только грех в разных видах его, но и предлагая несвойственные им возвышеннейшие добродетели (112, 54).
Демоны, принося мнимодуховные и высокие разумения, отвлекают ими от молитвы, производят тщеславную радость, услаждение самодовольство, как бы от открытия таинственнейшего христианского учения (108, 213).
Мнение составляется из ложных понятий и ложных ощущений" по этому свойству своему оно вполне принадлежит к области отца и представителя лжи-диавола. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (108, 247-248).
Наша воля свободна в выборе добра и зла
Наклонность к худому происходит не извне, по какой-либо понуждающей необходимости, но вместе с соизволением на зло является самое зло. Оно тогда приходит в бытие, когда избираем его. Само же по себе, самостоятельно, вне произвола, зло нигде не находится. Этим раскрывается самостоятельная и свободная сила, какую Господь даровал естеству человеческому для того, чтобы от нашего произволения зависело все доброе и злое. Святитель Григорий Нисский (18, 426).