Spiritual Aspects of Christianity

Духовные оружия в невидимой брани

Так как у нас борьба не с людьми, а со злыми духами, то и упражнение наше и воздержание должны быть духовные, потому что и оружия наши, в которые облек нас Христос,-духовны (37, 826).

Для диавола и для помыслов, от него влагаемых, ничто так не страшно, как мысль, занятая божественными предметами, душа, постоянно прилежащая к этому Источнику. Святитель Иоанн Златоуст (42, 23).

Ничто так не одолевает и не низлагает демонов, как покорность, послушание, смиренномудрие и искренняя любовь. Эти добродетели-стрелы в сердце врагу (27, 292).

Возьмите оружие постов, молитв и бдений, чтобы могли вы устоять и противостоять врагам... в тот день, когда восстанет на нас какая-либо из похотей, которую мы побеждаем этим оружием (31, 198).

Поскольку враг ни днем, ни ночью не прекращает брани, то да не застигнет он ума твоего не упражняющимся в изучении заповедей Божиих, да не посеет плевел своих. Преподобный Ефрем Сирин (25, 376).

Уму, научившемуся разумно избегать невидимых схваток или столкновений (с невидимыми врагами-демонами), не следует ни приступать к естественному рассуждению, ни что-либо другое делать во время нападения злых сил, но только молиться, утомлять трудами тело, тщательно пресекать вещественное мудрование и блюсти стены града, разумею: сторожевые душевные добродетели или способы хранения добродетелей, то есть воздержание и терпение (68, 269).

Против всех демонов должны мы выступать, со всеми воевать и всех поражать именем Господа нашего Иисуса Христа (69, 175).

Демонов сокрушает смиренномудрие, побивает-послушание, обращает в бегство-молитва, морит гладом-пост, низлагает- братолюбие и все прочее доброделание (69, 203).

Никто не избавится от сетей диавола иначе как через исповедание помыслов и желаний, с верой к руководителю своему, сопровождаемой смирением и послушанием. Преподобный Феодор Студит (69, 282).

Если желаем совершенно попрать демонов, то будем проявлять во всем смиренномудрие, отринув свою волю. Преподобный Нил Синайский (48, 390).

Святой Антоний увидел распростертыми все сети диавола. Вздохнув, он вопросил Бога: "Кто же избегнет их?". Бог отвечал ему: "Смирение избегает их", а что еще более удивительно, добавил: "Они даже и не прикасаются к нему"! Преподобный авва Дорофей (58, 41).

Брат спросил: "Авва! отчего демоны так сильно боятся тебя?". Старец отвечал:- "С того времени, как я стал монахом, я не допускаю гневу подняться до гортани моей". Исидор, авва скитский (82, 243).

Подвиг молитвы труднее всех прочих подвигов. Когда человек захочет излить перед Богом молитву свою, тогда враги, демоны, спешат воспрепятствовать молитве, зная, что никакой подвиг столь не опасен для них, как молитва, принесенная Богу от всей души... Во всяком другом подвиге, который возложит на себя монах, хотя бы он нес этот подвиг настойчиво и постоянно, он имеет некоторое упокоение, но молитва до последнего издыхания сопряжена с тяжкой борьбой. Авва Агафон (82, 60).