Spiritual Aspects of Christianity

"Легион имя мне, потому что нас много" (Мк. 5, 9). Духи не телесны, потому места собою не наполняют и не занимают, подобно телам. Этим объясняется физическая возможность пребывания многих духов в одном человеке. Возможность нравственная со стороны духов понятна из их безнравственности, или отсутствия всяких нравственных начал, а со стороны человека- из многостороннего соприкосновения его душевного строя с Мрачной областью нечистых сил. Но этим объясняется только возможность; действительность же вселения бесов подлежит условиям, определить которые не имеем возможности. Можем только сказать, что вселение духов не всегда бывает видимым, не всегда обнаруживается известными действиями бесноватых. Есть вселение духов необнаруживаемое, скрытое. Есть также власть духов над умами людей, помимо тела, когда они водят их, как хотят, через страсти, в них действующие, люди же думают, что они действуют сами, будучи посмешищем нечистых сил. Как же быть? Будь настоящим христианином, и никакая вражеская сила не одолеет тебя. Епископ Феофан Затворник (107, 272-273).

"Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить" (1 Пет. 5, 8). Этому супостату ничем более противиться не можете, как непрестанной молитвой. Молитесь всегда и будете ему противиться. Делайте руками и молитесь; так ум и сердце ваше занято будет, и не будет квартиры или места диаволу, и убежит диавол. Пребывайте умом и сердцем вашим на Небе и в вечности и не будете уловлены диаволом. Птица чем выше летает, тем безопаснее бывает, а когда вниз, на землю спустится, то или поймана, или подстрелена бывает. Так и человек. Святитель Тихон Задонский (104, 409).

Смертный грех решительно порабощает человека диаволу и решительно расторгает общение человека с Богом, пока человек не врачует себя покаянием (112, 352).

Чувство покаяния хранит молящегося человека от всех козней диавола: бежит диавол от подвижников, издающих из себя благоухание смирения, которое рождается в сердце кающихся (109, 163).

Падшие духи с ожесточением противодействуют всем Евангельским заповедям, в особенности же-молитве как матери добродетели (112, 354).

Враг... старается поколебать самое основание молитвенного подвига-незлобие и кротость (112, 356).

Правильности молитвы и преуспеянию в ней противодействуют наше поврежденное естество и падшие ангелы (112, 94).

Падшие духи, зная силу молитвы и ее благотворное действие, стараются всячески отвлечь от нее подвижника... (112, 99).

При усиленном нападении вражеском, когда ощущается ослабление воли и омрачение ума, необходима гласная молитва (109, 271).

Смиренная преданность воле Божией, сознание и готовность потерпеть все страдания, какие попущены Богом, совершенное невнимание и неверие ко всем словам, действиям и явлениям падших духов уничтожают все значение их попыток; попытки их (смутить человека) получают величайшее значение при внимании к ним и при доверии к бесам (112, 335).

Только исполняющий все без исключения заповеди Божии может устоять против врага. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 81).

Авва Маркелл рассказал братии следующее. Однажды, когда встал он ночью на молитву, вдруг услыхал трубный звук и шум, как бы от воинской брани. Старец пришел в смятение и недоумевал: откуда несется этот трубный звук и какая брань может быть в пустыне? Когда он так размышлял, вдруг предстал перед ним бес и закричал: "Что задумался? Здесь и есть брань. Но если не хочешь, чтобы мы с тобой воевали, ступай и спи. С ленивыми мы не воюем, а только с постниками и бдящими в молитвах". Пролог в поучениях (81, 496-497).

Авва Ираклий поведал, что некий старец жил в идольском капище. Пришли к нему демоны и говорят: "Уйди из нашего места". Старец отвечал: "У вас нет места". Демоны начали разбрасывать его вещи, старец терпеливо собирал их. Тогда демон, схватив его за руку, потащил из капища. Когда он дотащил старца до дверей, старец другой рукой уперся в дверь и воскликнул: "Иисусе! Помоги мне!". Демон тотчас убежал, а старец начал плакать. Господь спросил его: "О чем ты плачешь?". Старец отвечал: "О том, что демоны нападают на человека и так поступают с ним". Господь сказал ему: "Ты был нерадив. Когда же ты взыскал Меня,-видишь, как скоро Я предстал тебе". Отечник (82, 246).

Побеждающий становится совершенным