Spiritual Aspects of Christianity

На некоторых изображениях честных икон начертывается указываемый пальцем Предтечи Агнец, который принят во образ благодати, представляя предуказанного нам Законом истинного Агнца, Христа Бога нашего. Итак, с любовью принимая образы и тени, как символы и предначертания истины, преданные Церкви, мы предпочитаем благодать и истину, принимая ее как исполнение Закона.

82-е правило VI Вселенского собора (Трулльского).

Изображения-ступени Откровения Бога

Всякое изображение делает ясными скрытые вещи и показывает их. Я хочу представить некоторый пример: человек, потому что душа его облечена телом, как ограничиваемый местом и временем, не обладает неприкровенным знанием ни невидимого, ни того, что будет после него, ни того, что отделено местом и находится на далеком расстоянии, поэтому для указания знанию пути и объяснения и обнаружения скрытого придумано изображение; вообще же-для пользы и благодеяния, и спасения, чтобы при помощи делаемых известными и торжественно открываемых (через посредство икон) предметов мы распознали то, что скрыто, и возлюбили прекрасное и соревновали ему, от противоположного же, то есть зла, отвратились и возненавидели его.

...Поэтому первый-естественный и во всем сходный образ невидимого Бога-Сын Отца, являющий в Себе Отца. Ибо "Бога не видел никто никогда" (Ин. 1, 18). И опять: "Это не то, чтобы кто видел Отца (Ин. 6, 46). А что Сын-образ Отца, говорит апостол: "Который есть образ Бога невидимого" (Кол. 1, 15), и в Послании к Евреям: "Сей, будучи сияние славы и образ Ипостаси Его" (Евр. 1, 3). И что Он показывает в Себе Отца, об этом говорит Господь: "столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца" (Ин. 14, 9), говорит именно после того, как Филипп сказал: "покажи нам Отца, и довольно для нас" (Ин. 14, 8). Сын-естественный образ Отца, совершенно равный, во всех отношениях подобный Отцу, кроме того, что не нерожден и не Отец...

Второй род изображения-находящееся в Боге представление о том, что от Него имеет быть, то есть Его Предвечный Совет, всегда остающийся неизменным. Ибо Божество-неизменно, и безначален Его Совет, вследствие чего то, что Им постановлено, происходит в предопре деленное Им время так, как Оно предвечно определило. Ибо изображения и образцы того, что имеет от Него быть, суть представление о каждом из этих предметов, и они у святого Дионисия называются предопределениями. Ибо на Совете Его то, что Им предопределено, и то, что должно в будущем ненарушимо случиться, было прежде своего бытия наделяемо признаками и образами.

Третий род изображения есть происшедший от Бога через подражание, то есть человек. Ибо тот, кто сотворен, не может быть одной и той же природы с Несозданным, но есть образ через подражание и подобие. Ибо как Отец, Который есть Ум, и Сын, Который есть Слово, и Святой Дух суть Один Бог, так и ум, и слово, и дух суть один человек. Подобие проявляется также и в том, что человек одарен свободной волей и владеет способностью управлять. Ибо Бог сказал: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию"; и тотчас присоединил: "и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными" (Быт. 1, 26). И опять: "и владычествуйте над рыбами морскими... и над птицами небесными... и над всею землею" (Быт. 1, 28).

Четвертый род изображения-тот, когда Писание создает образы и виды, и очертания невидимых и бестелесных предметов, изображаемых телесно для того, чтобы дать по крайней мере некоторое представление как о Боге, так и об Ангелах, ибо мы не в состоянии созерцать бестелесное без соответствующих нам красок или форм, как говорит весьма сведущий в области божественного Дионисий Ареопагит. Естественно приданы образы лишенному образов и формы не имеющему форм-и этому можно указать только одну причину: уместную в отношении к нам аналогию, ибо мы не в состоянии подниматься до . созерцания духовных предметов без какого-либо посредства и, чтобы возвыситься, имеем нужду в родственном нам и близком. Божественное Слово, предусматривая нашу способность восприятия, отовсюду доставляя нам то, что способно возвысить ум, облекает некоторыми образами как предметы простые, так и не имеющие образов. Почему же не изображать того, что по собственной природе имеет образы, чего мы желаем страстно, но что отсутствует и потому видимым быть не может? Действительно, и [святитель] Григорий Богослов говорит, что ум, сильно стараясь выйти за пределы телесного, всюду оказывается бессильным. Но и "невидимое Его ... от создания мира через рассматривание творений" видимо (Рим. 1, 20). В творениях же мы замечаем образы, прикровенно показывающие нам божественные отражения, так что когда говорим о Святой Троице, высшей всякого начала, то изображаем Ее себе посредством солнца, света и луча; или-бьющего ключом источника, вытекающей воды и течения; или-ума, слова и находящегося в нас дыхания; или-ствола розы, цветка и благовония.

Пятым родом изображения называется тот, который предызобража-ет и предначертывает будущее, как купина (Исх. 3, 2) и сшедшая на руно роса (Суд. 6, 40)-Деву и Богородицу, и также -жезл (Чис. 17) и стамна (Исх. 16, 33; Числ. 11, 9). И как змий (Чис. 21, 8)-Того, Кто через Крест уничтожил действие яда виновника всех зол змия; и как море-воду Крещения, и облако-Его же Дух (Исх. 14).

Это же изображение-двояко: как через вписываемое в книги слово, ибо письмо выражает слово посредством образа, подобно тому, как Бог начертал на скрижалях Закон и повелел, чтобы была записана жизнь боголюбезных мужей, так и через чувственное созерцание, подобно тому, как Он повелел, чтобы в вечное воспоминание были положены в Кивоте Завета стамна и жезл (Исх. 34, 28; 16, 33-34; Евр. 9, 4-5) (3, 1, ХVП-ХХIII).

Что изображаемо и что неизобразимо?

Тела, как имеющие и формы, и очертания, и цвет, конечно, естественно выражаются посредством образов. Ангел же и душа, и демон, хотя им и чужда телесность и величина, однако изображаются и начертываются соответственно своей природе. Ибо, будучи духовными, они, как относительно их верят, пребывают и действуют духовным образом в духовных местах. Итак, хотя они и изображаются телесно, подобно тому как Моисей изобразил херувима, и как они являлись достойным людям, однако изображаются так, что телесный образ являет некоторое зрелище бестелесное и постигаемое только умом. Божественная же природа-одна только она неописуема и совершенно лишена вида, и не имеет формы, и непостижима. Хотя Божественное Писание и облекает Бога формами, как кажется, телесными, так что могут быть видимы и фигуры, однако сами по себе формы бестелесны. Ибо пророки и те, кому они открывались,-ведь видимы были они не всем-созерцали их не телесными глазами, но духовными. Просто же сказать, мы можем делать изображения всех фигур, которые видим, но те представляем мысленно, смотря по тому, как они были явлены. Ибо хотя мы иногда представляем себе фигуры вещей при посредстве размышлений, однако и к этому их пониманию приходим на основании того, что видели. Так бывает и в каждом в отдельности чувстве: на основании того, что мы обоняли и вкусили или осязали, при посредстве размышлений приходим к представлению и этого.

...

Ибо Бог, конечно, по природе совершенно бестелесен. Ангел же и душа, и демон, по сравнению с Богом, Который, впрочем, только один выше сравнения, суть тела. По сравнению же с материальными телами они бестелесны. Итак, Бог, не желая, чтобы мы совершенно не знали того, что бестелесно, облек его формами и фигурами, и образами применительно к нашей природе; фигурами телесными, созерцаемыми при помощи невещественного зрения ума. И этому мы даем формы, и это изображаем... (3, 1, XXIV).