Spiritual Aspects of Christianity

Крест Иисусов есть укрощение всех страстей до совершенного их истребления. Преподобный авва Исаия (34, 10).

Имеешь у себя честное древо-Крест Господень, которым, если пожелаешь, можно усладить горькую воду твоего нрава. Преподобный Нил Синайский (48, 313).

Крест-трофей против бесов, оружие против греха, меч, которым Христос пронзил змия (36, 441).

Как светильник содержит свет на своей вершине, так и Крест на своей вершине имел сияющее Солнце правды (36, 441).

Благодаря Кресту мы не трепещем перед тираном-диаволом, потому что находимся около Царя (36, 444).

Крест-это грань Божественного попечения о нашем спасении, это-великая победа, это-трофей, воздвигнутый страданиями, это-венец праздников. Святитель Иоанн Златоуст (45, 953).

"А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, а я для мира" (Гал. 6, 14). Когда Сын Божий явился на земле и когда развращенный мир не мог вынести Его безгрешности, беспримерной добродетели и обличительной свободы и, осудив это святейшее Лицо на позорную смерть, пригвоздил ко Кресту, тогда Крест стал новым знамением. Он стал жертвенником, ибо на нем принесена великая Жертва нашего избавления. Он стал божественным алтарем, ибо окропился бесценной Кровию непорочного Агнца. Стал престолом, ибо на нем опочил от всех своих дел великий Посланник Божий. Стал пресветлым знамением Господа сил, ибо "воззрят на Того, Которого пронзили" (Ин 19, 37). И эти пронзившие не по чему иному Его узнают, как только увидев это знамение Сына Человеческого. В этом значении мы с почтением должны взирать не только на то самое древо, которое прикосновением Пречистого Тела освятилось, но и на всякое другое, являющее нам тот же образ, не привязывая нашего почтения к веществу дерева или золота и серебра, но относя его к Самому Спасителю, на нем совершившему наше спасение. И этот Крест не столько был тягостен для Него, сколько облегчителен и спасителен для нас. Его бремя-наше успокоение; Его подвиги-наша награда; Его пот-наше облегчение; Его слезы-наше очищение; Его раны-наше исцеление; Его страдание-наше утешение; Его Кровь-наше искупление; Его Крест- наш вход в рай; Его смерть-наша жизнь. Платон, митрополит Московский (105, 335-341).

Нет другого ключа, который бы отверзал врата в Царство Божие, кроме Креста Христова (112, 291).

Вне Креста Христова нет христианского преуспеяния (112, 357).

Увы, Господь мой! Ты на Кресте-я утопаю в наслаждениях и неге. Ты подвизаешься за меня на Кресте... я лежу в лености, в расслаблении, ищу повсюду и во всем спокойствия (112, 452- 435).

Господь мой! Господь мой! Даруй мне уразуметь значение Креста Твоего, привлеки меня к Кресту Твоему судьбами Твоими... Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 454).

О поклонении Кресту

..."Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,-сила Божия" (1 Кор. 1, 18). Ибо "духовный судит о всем, а душевный человек не принимает того, что от Духа Божия" (1 Кор. 2, 15, 14). Ибо это есть безумие для тех, которые не принимают с верой и не помышляют о Благости и Всемогуществе Бога, но божественные дела исследуют посредством человеческих и естественных рассуждении, ибо все, что принадлежит Богу, выше естества и разума, и мысли. И если кто-либо станет взвешивать: каким образом Бог вывел все из небытия в бытие и ради чего, и если бы он захотел постигнуть это посредством естественных рассуждений, то он не постигнет. Ибо это знание- душевное и бесовское. Если же кто, руководствуясь верой, примет во внимание, что Божество-благое и всемогущее, и истинное, и мудрое, и праведное, то он найдет все гладким и ровным и путь-прямым. Ибо вне веры спастись невозможно, потому что все, как человеческое, так и духовное, основано на вере. Ибо без веры ни земледелец не разрезает борозды земли, ни купец на малом древе не вверяет своей души беснующейся бездне моря; не происходят ни браки, ни что-либо иное в жизни. Верою Уразумеваем, что все приведено из небытия в бытие могуществом Божиим; верою правильно совершаем все дела-как божеские, так и человеческие. Вера, далее, есть нелюбопытствующее одобрение.

Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово-весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего- Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже самую смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследника-ми не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест: "все мы, крестивши-еся во Христа Иисуса,-говорит апостол,-в смерть Его крести-лись" (Рим. 6, 3). "Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись" (Гал. 3, 27). И далее: Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 24). Вот смерть Христа, или Крест, одел нас в ипостасную Божию Мудрость и Силу. Сила же Божия есть слово крестное или потому, что через него открылось нам могущество Божие, то есть победа над смертью, или потому, что, подобно тому как четыре конца Креста, соединяясь в центре, твердо держатся и крепко связываются, так и через посредство силы Божией содержатся и высота, и глубина, и длина, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь.