Домашнее благочестие и защита от чародейства

Трудности первых шагов возрождения соблюдения поста неминуемы, но их покроет любовь, о чем говорит апостол Павел: “Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть всё, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его... Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога” (Рим. 14, 1–3, 6).

Слово на Новый год

В одном из Псалмов святой пророк Давид, обращаясь к Богу, восклицает: “Благословиши венец лета благости Твоея” (Пс. 64, 12). “Венец лета” означает круг года. Эта глубокая мысль Псалма подчеркивает цикличность нашего времени, его спиралевидную направленность в будущее. Об этом постоянно свидетельствует Богослужение своим суточным, недельным и годовым кругом чинопоследований. Данное изречение Псалмопевца неоднократно используется в службе Новому лету и в молебне на Новый год. Таким образом, начиная новый виток времени, Святая Церковь рассматривает его как благость Божию и испрашивает у Господа новых милостей на последующий год.

Новый год — это точка отсчета времени, освященного христианскими праздниками, памятями святых, а также молитвой к ним. И праздник Нового лета есть начало Православного Месяцеслова. Начало времени положил Сам Бог, пребывающий вне времени, когда Он сотворил сей видимый мир. С этого момента начался отсчет времени.

Византийская эра, принесенная к нам после Крещения Руси, вела отсчет от сотворения мира, а Новый год отмечался первого марта. Первым двунадесятым праздником тогда был праздник Благовещения, тропарь которого начинался словами: “Днесь спасения нашего главизна...” В конце XV века Новый год был перенесен на первое сентября. И поныне ежегодно в этот день в православных храмах творится служба Новому лету, возносятся молитвы, чтобы Господь ниспослал Свои милости и в наступающем году. В песнопениях службы на этот день говорится: “Христе Боже наш, Иже мудростию вся содеявый, и из не сущих во еже быти приведый, благослови венец лета, и грады наша сохраняй невредны, и верныя люди силою Твоею возвесели, победы дая на сопостаты, Богородицы ради даруя миру велию милость”. Испрашивая у Бога милости, верующие приносят Творцу свои подвиги и добродетели: “Начало Тебе лета людие Твои приносят, ангельскими песньми славословяще Тя, Спасе”. Возвращаясь к своим национальным истокам и вере отцов, мы должны возродить значение церковного Нового года.

Когда же заканчивался 1699 год, царь Петр I повелел перенести празднование Нового года на первое января. Так появился у нас гражданский Новый год, отмечаемый, как и в Европе, в январе. Но поскольку у нас был Юлианский календарь, а на Западе с 1582 года — Григорианский, то наш гражданский год “запаздывал”. “Догнали” мы Запад только после революции. В результате этого Православное Рождество Христово оказалось после праздника гражданского Нового года. Более того, сам гражданский Новый год пришелся на праздник святого мученика Вонифатия († 290).

В верующей среде появилось тогда такое понятие, как “старый Новый год”, когда вместо “советского” Нового года он праздновался тринадцать дней спустя. Понятие “старый-новый год” звучит примерно как “холодный–горячий” чай. Встает вопрос: каково должно быть отношение верующего человека к гражданскому Новому году? Ответ прост: как и ко всем остальным гражданским праздникам, которые к тому же не дублируются по старому стилю. Отношение к праздникам показывает существенную разницу между верующим человеком и неверующим. Верующий человек использует всякий повод, чтобы помолиться, а неверующий — чтобы побыть навеселе. Поэтому мы совершаем в канун Нового года молебен, подчеркивая важность молитвы в жизни христиан и всего общества.

Можно говорить о трех видах почитания святых. Первое — это тезоименитое почитание, когда мы празднуем память своих небесных покровителей. Мы чтим также святых, в дни памяти которых совершались знаменательные события нашей жизни. Наконец, мы обращаемся к святым, которые являются покровителями тех или иных видов нашей деятельности или имеют благодать от Бога помогать нам в определенных случаях и бедах. К святому мученику Вонифатию обращаются с просьбой избавить от порока пьянства. “Усердное празднование” Нового года в день его памяти является своего рода антипразднованием этого святого мученика. Таким образом, вместо того, чтобы молиться сему святому об избавлении от широко распространившегося в нашем обществе порока, мы подливаем масла в огонь.

Встречая Новый год, мы обращаемся назад и видим, что среди нас кого-то уже недостает — они отошли в блаженную вечность. В силу этого Новый год — это праздник, когда приходится задумываться о будущем, о себе, о своем предназначении, о бессмертии. Счастлив человек, если он пребывает теперь с Богом — ему легче совершить земной путь, и каждый Новый год приближает его к Вечности.

Часть II. Защита от чародейства

Выше в этой книге уже не раз было сказано о том, что в наше время чрезвычайно активизировались контакты с темными силами со стороны людей, отчасти не понимающих сути того, что они делают, отчасти сознательно пренебрегающих тяжелейшими последствиями таких контактов в погоне за улучшениями в своей жизни. Множество “магов” и “целителей” пользуются возможностями рекламы, чтобы нажиться на бедах несведущих, действительно несчастных и больных людей. Даже на улицах приветливые люди могут предложить вам отведать заманчивого лакомства или напитка,— разумеется, утаив при этом, что это угощение будет означать для вас участие в языческом ритуале, что вы будете тем самым вовлечены в поклонение идолам. А ведь и кое-кто из православных может соблазниться обещаниями исцеления, тем более, что “целители” часто заявляют, что они люди верующие, и даже кощунственно употребляют при своих манипуляциях церковные свечи и иконы... Так что человек, оказавшийся однажды на такой процедуре, может и не догадываться, какой нанес себе вред, и не только не вылечил болезнь, но и повредил своей душе. Пагубные последствия такой неосторожности исправляет церковное покаяние, пост и молитва.

Но все же как уберечься в повседневной жизни от чародейства, от нападения сил тьмы? Православная Церковь учит своих чад надежде на Единого Бога, на Его покровительство и помощь, на заступничество Его Пречистой Матери и сонма святых. Читаемая с верой и надеждой “Молитва от чародейства” ограждает христианина от козней темных сил. Молитву “Да воскреснет Бог” мы читаем ежевечерне, она включена в вечернее молитвенное правило. Но ее, как и 90-й Псалом, можно читать и в другое время: при внезапном страхе, беспокойстве, при опасности и тревоге... Нередки случаи, когда по этим молитвам, произносимым про себя, утихомиривались, “расточались” агрессивно и буйно настроенные люди, угрожавшие молящемуся или лишающие его покоя.

Псалом 90-й

ЖивЫй в пОмощи ВЫшняго, в крОве БОга НебЕснаго водворИтся, речЕт ГОсподеви: ЗастУпник мой есИ и ПрибЕжище моЕ, Бог мой, и уповАю на НегО. Яко ТОй избАвит тя от сЕти лОвчи и от словесЕ мятЕжна; плещмА СвоИма осенИт тя, и под крилЕ ЕгО надЕешися: орУжием обЫдет тя Истина ЕгО. Не убоИшися от стрАха нощнАго, от стрелЫ летЯщия во дни, от вЕщи во тьме преходЯщия, от срЯща и бЕса полУденнаго. ПадЕт от странЫ твоеЯ тЫсяща, и тьма одеснУю тебЕ, к тебЕ же не приблИжится. ОбАче очИма ТвоИма смОтриши и воздаЯние грЕшников Узриши. Яко Ты, ГОсподи, уповАние мое; ВЫшняго положИл есИ прибЕжище твоЕ. Не приИдет к тебЕ зло, и рАна не приблИжится телесИ твоемУ; Яко Ангелом СвоИм заповЕсть о тебЕ, сохранИти тя во всех путЕх твоИх. На рукАх вОзмут тя, да не когдА преткнЕши о кАмень нОгу твоЮ; на Аспида и васИлиска настУпиши и поперЕши льва и змИя. Яко на Мя уповА, и избАвлю и; покрЫю и, Яко познА Имя МоЕ. ВоззовЕт ко Мне, и услЫшу егО; с ним есмь в скОрби; измУ егО, и прослАвлю егО, долготОю днИй испОлню егО и явлЮ емУ спасЕние МоЕ.