Достоевский о Европе и славянстве

320. Л.Н. Толстой. "Исповедь". М., 1907, с.72.

Глубоким противопоставлением этому толстовскому самоволию разума является принцип послушания и распинания разума. Этот принцип особо подчеркивал К.Н. Леонтьев. "Я вполне Православию подчиняюсь, - говорит он. - Я признаю не только то, что в нем убедительно для моего разума и сердца, но и то, что мне претит... Credo quia absurdum... Я верую и тому, что по немощи человеческой вообще и моего разума в особенности, что по старым, дурным и неизгладимым привычкам европейского, либерального воспитания кажется мне абсурдом. Оно не абсурд, положим, само по себе, но для меня как будто абсурд... Однако я верую и слушаюсь. И скажу вам, что это лучший, может быть, род веры. Совет, который нам кажется разумным, мы можем принять от всякого умного мужика, например. Чужая мысль поразила наш ум своей истиной. Что ж за диво принять ее? Ей подчиняешься невольно и только удивляешься, как она самому не пришла на ум раньше. Но, веруя в духовный авторитет, подчиняться ему против своего разума и против вкусов, воспитанных долгими годами иной жизни, подчинять себя произвольно и насильственно, вопреки целой буре внутренних протестов, мне кажется, это настоящая вера".

321. Евр.11:1.

322. П.А. Флоренский. Op. cit., с.65.

323. "Братья Карамазовы", с.378.

324. "Дневник писателя", т.XI, с.473.

325. "Братья Карамазовы", с.193,194.

326. Там же, с.193.

327. Там же, с.380-381.

328. Там же, с.381-382.

329. Курсив Достоевского.

330. Курсив Достоевского.

331. Курсив Достоевского.

332. "Дневник писателя", т.XI, с.248-249. Это весьма напоминает совет апостола Павла коринфянам: "Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит сокрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога" (1Кор.4:5).

333. "Братья Карамазовы", с.35.

334. Там же, с.23,30.

335. "Идиот", т.VI, с.626. - Аглая не понимает Мышкина, потому что он идеально добр и мудр, и ни капли гордости нет в нем: "Вы честнее всех, благороднее всех, лучше всех, умнее всех!.. Для чего же вы себя унижаете и ставите ниже всех?" (с.368)

336. Ср.: Митрополит Антоний. "Словарь к творениям Достоевского", с.104.

337. "Братья Карамазовы", с.343.

338. Там же, с.343.

339. Там же, с.344.