Достоевский о Европе и славянстве
"- Иван, говори: есть ли Бог или нет?
- Нет, нету Бога.
- Иван, а бессмертие есть, ну там какое-нибудь, ну хоть маленькое, малюсенькое?
- Нет и бессмертия.
- Никакого?
- Никакого.
- То есть совершенный нуль или ничего. Может быть, нечто какое-нибудь есть? Все же ведь не ничто!
- Совершенный нуль.
- Кто же так смеется над человеком, Иван? В последний раз и решительно: есть Бог или нет? Я в последний раз!
- Ив последний раз - нет.
- Кто же смеется над людьми, Иван?
- Черт, должно быть, - усмехнулся Иван Федорович.
- А черт есть?
- Нет, и черта нет" [127].
Примечания
64. "Братья Карамазовы", т.12, с.276.
65. Там же, с.27. ср. "Подросток", с.28.
66. Там же, с.272.
67. Там же, с.279.
68. Там же, с.278.
69. Там же, с.278-279.
70. Там же, с.278-279.
71. Там же, с.282.
72. Там же, с.282.
73. Там же, с.283.
74. Там же, с.283.
75. Цитата взята из произведения Д.С. Мережковского "Л. Толстой и Достоевский", ч.1, с.220. Изд. Тов-ва М.О. Вольфа, Петербург - Москва, 1912 г.
76. Достоевский. "Игрок", т.III, часть II, с.245.
77. Pensees (фр.) - мысли. (Прим. перев.)
78. "Братья Карамазовы", с.286-287.
79. Там же, с.287.
80. Аллюзия на пророчество пророка Исаии (Ис.11:6).
81. "Братья Карамазовы", с.289-290.
82. Курсив Достоевского.
83. Там же, с.290-291. Здесь очевидно идейное сходство между бунтом Ивана, возвращающего билет Богу, и не менее бунтарским возвращением таланта Богу злым слугой из евангельской притчи (Мф.25:24-26).
84. Там же, с.272.
85. Там же, с.288-289.
86. Ницше. Wille zur Macht, Nichilismus.
87. "Преступление и наказание", с.286.
88. "Идиот", с.441.
89. Там же, с.442.
90. Там же, с.444.