Двенадцать глав против тех, которые дерзают защищать мнения Нестория как правые

9-е анафематство

Кто говорит, что единый Господь Иисус Христос прославлен Духом в том смысле, что пользовался чрез Него как бы чуждою силою и от Него получил силу побеждать нечистых духов и совершать в людях божественные знамения, а не почитает собственным Его Духом, чрез Которого Он совершал чудеса, - да будет анафема.

Возражение Феодорита

Очевидно, он предпринял предать анафеме не только тех, которые ныне благочестиво мыслят, но даже тех, которые были в древние времена провозвестниками истины, даже самих евангелистов, лик святых апостолов и архангела Гавриила. Ибо он первый провозвестил, что Христос, который является во плоти, рождается от Святого Духа, и так еще прежде зачатия, как и после зачатия, учил Иосиф. На вопрос Марии: Како будет сие, идеже мужа не знаю? - он говорил: Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя: тем же и раждаемое свято наречется Сын Божий (Лк.1:35-36). Иосифу сказал: Не убойся прияти Мариам жены твоея: рождшеебося в ней от Духа есть Свята (Мф.1:20). Евангелист: Обрученней бо бывши матери Его Марии Иосифови, обретеся имущи во чреве от Духа Свята (Мф.1:18). И Сам Господь, пришедши в иудейскую синагогу и взяв книгу пророка Исаии, когда прочитал то место у него, где говорится: Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя - и прочее, присовокупил: Днесь сбыстся писание сие во ушию вашею (Лк.4:21). Да и блаженный Петр в беседе с иудеями свидетельствует это: Иисуса, иже от Назарета, яко помаза Его Бог Духом Святым (Деян.10:38). Исаия еще задолго изрек такое пророчество: Изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет: и почиет на нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия; и исполнит Его Дух страха Божия (Ис.11:1-3), и опять: Иаков! Отрок мой, восприму и; Израиль избранный мой, прият его душа моя, дах Дух мой нань, суд языков возвестит (Ис.42:1). Это свидетельство и евангелист привел в своем писании. И сам Господь в Евангелии говорит иудеям: Аще ли же о персте Божии изгоню бесы, убо постиже на вас Царствие Божие (Лк.11:20), и Иоанн: Пославый мя крестити водою, той мне рече: над Негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, Той есть крестяй Духом Святым (Ин.1:33). Таким образом, этот тонкий исследователь священных догматов не пророков только и апостолов, не одного архангела Гавриила предает анафеме, но простирает богохульство на Самого Спасителя всех. Мы показали, что и Сам Господь после изречения: Дух Господень на мне, Его же ради намаза мя, - сказал: Днесь сбыстся писание сие во ушию вашею, теперь опять говорит, что о Духе Святом изгоняет демонов, когда некоторые говорили, что Он изгоняет их силою Веельзевула. Мы не говорим, что Бог Слово, сосущественный и совечный Отцу, образован (во чреве Марии) и соединен Духом Святым, но что в последние дни Он воспринял человеческое естество. Что до того, свойствен ли Дух Сыну, то если он (Кирилл) говорит, что (Дух) одного с Ним (Сыном) естества и от Отца происходит, то мы исповедуем это вместе с ним и приемлем как благочестивое слово. Если же говорит, что Он от Сына и через Сына имеет бытие, то это отвергаем как богохульное и нечестивое. Ибо веруем словам Господа: Дух, Иже от Отца исходит (Ин.11:26) - и подобным же словам святого Павла: Мы же не духа мира сего прияхом, но Духа, Иже от Бога (1Кор.2:12).

Защищение Кирилла

Я уже сказал, что сила глав (XII) ниспровергает и пустословие, и богохульство, и в высшей степени презрительные слова Нестория. Ибо по поводу слов о Святом Духе: "Это Тот, Кто доставил Христу такую славу, Кто сделал Его страшным для демонов, Кто даровал Ему восшествие на небеса", по поводу такого суемудрия о Христе как о каком-либо подобном нам, обыкновенном человеке необходимо провозглашена анафема - не против тех, которые называют Иисуса прославленным от Духа Святого, т.е. вочеловечившимся Словом Божиим, но против тех, которые бесстыдно говорят, что Он через Духа пользовался как бы постороннею силою. Помним, что Он ясно сказал о Святом Духе: Он Мя прославит (Ин.16:14). Знаем при этом, что действием Духа Святого Он попирал лукавые и нечистые силы, но не так говорим о Нем, как о ком-либо из святых, пользующихся силою Святого Духа, совершенно постороннею для него. Ибо Дух был и есть Его, как, без сомнения, и Отца. И это весьма достаточно изъяснит нам божественный Павел в следующих словах: Сущии же во плоти Богу угодити не могут; вы же несте во плоти, но в Дусе, понеже Дух Божий живет в вас; аще же кто Духа Христова не имать, сей несть Егов (Рим.8:8-9). Дух Святой исходит, по слову Спасителя, от Бога Отца, но не чужд и Сыну, ибо Сын имеет все отчее. Он Сам научил этому, говоря о Святом Духе: Вся, елика имать Отец, Моя суть: сего ради рех, яко от Моего приимет и возвестит вам (Ин.16:15). Итак, Дух Святой прославил Иисуса, совершая дивное, однако же прославил, как Дух Его, а не как чуждая сила, и Дух тем более совершеннейший, что исповедуется, как Бог. Итак, мы не вознесли хулы ни на святых ангелов, ни на пророков, как поставил себе в обязанность сказать тот, кто только обвинять и умеет. Как цель у него и его сообщников та, чтобы делить единого Христа на двух и называть Его прославляемым и возбуждаемым к действию, а сего (Духа) прославляющим и возбуждающим к действию, то они безумно поносят всякое благочестивое слово, равно как и тех, которые отвлекают их от превратного образа мыслей. Поэтому, заведя речь о блаженном Гаврииле, клеветник этот говорит: он первый провозгласил, что тот, который во плоти, Христос, рожден от Духа Святого. Таким образом, один Христос, Который во плоти, потом другой опять особенный Христос - Слово, сущее от Отца! Где же единство? И какая польза из того, если мыслить и проповедовать, что два Христа, оба отдельные и особенные одно от другого? Хотя по этой причине и надевают они личину благочестия, говоря, что Христос один, однако же на самом деле представляющие двух пусть выслушают от нас: Доколе вы храмлете на обе плесне ваши (3Цар.18:21). Лучше идти прямо, имея правую и твердую веру, не колеблемую несмысленными мудрованиями.

10-е анафематство

Божественное Писание говорит, что Христос был Первосвященником и ходатаем нашего исповедания, что Он принес Себя за нас в приятное благоухание Богу и Отцу. Итак, если кто говорит, что Первосвященником и ходатаем нашим был не сам Бог Слово, когда стал плотью и подобным нам человеком, а как бы другой и некто отличный от Него человек, происшедший от жены, или кто говорит, что Он принес Себя в приношение и за Самого Себя, а не за нас только одних, так как, не зная греха, Он не имел нужды в приношении (за Себя), - да будет анафема.

Возражение Феодорита

Неизменяемое естество не превратилось в естество плоти, но восприняло человеческое естество и поставило его превыше общих первосвященников, как учит блаженный Павел: Всяк первосвященник, от человек приемлем, за человеки поставляется на службы, яже к Богу, да приносит дары же и жертвы о гресех, спострадати могий невежествующим и заблуждающим: понеже и той немощью обложен есть. И сего ради должен есть якоже о людех, такожде и о себе приносити за грехи (Евр.5:1-3). И немного ниже в изъяснение сего говорит: Якоже и Аарон, тако и Христос (Евр.4:5). Потом, показывая слабость воспринятого естества, говорит: Иже во днех плоти Своея, моления же и молитвы к могущему спасти Его от смерти, с воплем крепким и со слезами принес, и услышан бысть от благоговеинства, аще и Сын бяше, обаче навыче от сих, яже пострада, послушанию; и совершився бысть всем послушающим его виновен спасения вечного: наречен от Бога первосвященник, по чину Мелхиседекову (ст.7-10).

Ибо Он Сам отер слезу с всякого лица. Еще слова пророка: Помянух Бога и возвеселихся (Пс.76:4). Он увенчивает живущих по вере, знает все прежде, нежели что получило бытие, имеет все, что есть у Отца, и есть неизменяемый образ Отца, в Себе Самом изображает Отца. Но это - то, что Он воспринял от семени Давида, что смертно, подлежит страданию и трепещет смерти, хотя это самое впоследствии разрушило власть смерти по причине единства с восприявшим его Богом; это - то, что ходило во всякой правде и говорило к Иоанну: Остави ныне, тако бо подобает нам исполнити всяку правду (Мф.3:15). Оно получило имя священника по чину Мелхиседекову, облечено в немощь нашей природы и не есть всемогущее Слово Божие. Почему немного прежде и говорит блаженный Павел: Не имамы бо архиереа не могуща спострадати немощем нашим, но искушена по всяческим по подобию, разве греха (Евр.4:15). Естество, взятое от нас и ради нас, которое, не зная греха, перенесло искушение ваших страданий, не то, которое восприняло его ради нашего спасения. Но в начале главы сей апостол учит опять следующему: Разумейте посланника и святителя исповедания нашего Иисуса Христа, верна суща сотворшему Его, якоже и Мои - сей во всем дому Его (Евр.3:1-2). Никто из православных не скажет, что творение есть несотворенное, несозданное и совечное Отцу Божие Слово, но что это тот, кто произошел от семени Давида и, не причастный никакому греху, сделался святителем нашим и жертвой, принесши за нас Самого Себя и нося уже в Себе Слово Божие, сущее от Бога, соединенное и неразрывно связанное с Ним.

Защищение Кирилла

Пророк Иеремия, преисполненный скорби, говорил Израилю, оскорбляющему и вызывающему на гнев Бога: Кто даст главе моей воду и очесем моим источник слез: и плачуся день и нощь, о побиенных дщере людей моих (Иер.9:1). Я думаю, что эти слова относятся не к Израилю только, но и к тем, которые имеют необузданные и невоздерживающиеся против Христа уста; они - продерзателе, себе угодницы, славы не трепещут хуляще (2Пет.2:10), как написано. Поистине достойны плача и стенания те, которые, по великому безумию, оставив правый и неукоризненный путь благочестия во Христе, избирают лукавые стези и искажают красоту истины развращенными вымыслами чувств. Итак, пусть выслушают полюбившие мыслить то, что всеми презираемо: Прельщаетеся, не ведуще Писаний (Мф.22:29), ни преславного и великого таинства воплощения. Ибо Богодухновенные Писания учат, что Еммануил есть вочеловечившийся Бог, что приобщился плоти и крови, подобно как и мы, утверждают, что Он есть Слово Бога Отца и стал плотью, т.е. человеком, не через превращение или изменение, но по силе неизреченного соединения. И потому мы говорим: един Господь Иисус Христос, едина вера и едино крещение. Те, которые уклонились от истинных догматов и грубым и надменным умом своим возмущаются против Священных Писаний, одно то лишь признают, что самим представляется хорошо, те говорят, что человек воспринят Богом Словом так же, может быть, как сказано через одного из святых пророков: Не бех пророк аз, ниже сын пророчь, но пастырь бех, и ягодичия обирая: и поя мя Господь от овец (Ам.7:14-15), и, как сказал Давид, приемляй кроткия Господь (Пс.146:6), говорят, что воспринят через внутреннее расположение или духовное сродство, которое состоит в изволении, благодати, освящении, подобно тому как и мы сами соединены с Господом - един дух с Господем (1Кор.6:17). Но не так вочеловечился Бог и не так приобщился плоти и крови, подобной нам, но сделал человека более сродственным Себе, и притом не иным образом, а только как говорят пророки, апостолы и все другие святые. Или думаешь, что святой Павел обманывает освященных через веру, весьма ясно говоря о Единородном: Яко вас ради обнища богат сый? (2Кор.8:9) Нет! Провозвестник истины говорит совершенную истину. Но кто богат и каким образом он обнищал? Еще спросим, если человек воспринят Богом, как они и сами положили себе мыслить и говорить, то каким образом воспринятый делается беден, тот, который украшен сверхъестественными богатствами? Ибо прославлен! А если это не истинно, то они уничтожат восприятие как нечто низводящее человечество в худшее и низшее состояние. Но мыслить таким образом нелепо. Отсюда не беден тот, кто воспринят. Итак, остается сказать, что тот, кто богат, как Бог, стал бедностью, подобно нам. Итак, каким же образом обнищал? Станем рассуждать, потому что это необходимо. Исповедуемый неизменным по естеству не превратился в естество плоти, оставив свое. Ибо пребывает тем, чем был, т.е. Богом. Итак, где видим допущение нищеты? Ужели в том, что Он воспринял некоего подобного нам, как положили себе говорить шуты Несториева нечестия? И что за обнищание и истощание в том одном, что восхотел почтить человека, подобного нам? Бог всяческих отнюдь не унижается через добро. Итак, каким образом обнищал? Тем, что, будучи Богом и Сыном Бога Отца, сделался человеком, родившись по плоти от семени Давида, принял образ рабства, т.е. человечества, Тот, Который был в образе Бога и Отца, в Котором и через Которого все, Который всего творец. Но, сделавшись человеком, Он не стыдится человечества.

Но, быть может, кто-нибудь скажет, что недостойно и унизительно для Бога Слова проливать слезы, страшиться смерти, избегать чаши, быть первосвященником? Правда, и я сам скажу, что это само по себе несовместно с Божественным и превысшим естеством и славой, но в этом мы созерцаем то обнищание, которое Он добровольно понес за нас. Если тебе кажется настолько важным уничижение истощания, то ты тем более должен удивляться Божественной любви к тебе. Что ты называешь уничижительным, то добровольно совершил Он ради тебя; Он проливал слезы по-человечески, чтобы предотвратить твою слезу. Промыслительно предавая на страдание плоть, временно собственную Ему, страшился, чтобы сделать нас мужественнейшими. Избегал чаши, чтобы крест обличил нечестие иудеев. Называется слабым по человечеству, чтобы через Него ты перестал быть слабым. Вознес молитвы и моления, чтобы преклонить слух Отца к твоим молитвам. Спал, чтобы научить тебя бодрствовать в искушениях и быть прилежнее к молитве. Упрекая некоторых спавших святых апостолов, Он говорил: Тако ли не возмогосте единого часа побдети со Мною? Бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мф.26:40-41). Показав дела Свои и образ святого жительства Своего на земле, Он усвоил себе и немощи человечества. Для чего? Для того, чтобы веровали, что Он стал истинным человеком, хотя пребывал тем, чем был, т.е. Богом.