Man in the Face of Temptations

Грехопадение - узурпация диаволом Божественной власти

Диавол, возгордившийся и посчитавший себя равным Богу, с великой завистью смотрел на первых людей. Он, пытавшийся узурпировать права Бога, стал вмешиваться в их дела.И сейчас почти весь современный мир политики идет путем диавола. Чем занимается политика? Она тоже пытается узурпировать права Бога. Существует Закон Божий, который учит нас тому, что делать можно, а что – нельзя. Апостол Павел говорит, что ...дело закона у них (у людей) написано в сердцах (Рим. 2, 15). А современная политика – это попытка создать альтернативу Божественному Откровению. Политики фактически подменяют Богом данный Закон светскими конституциями, гражданскими и уголовными кодексами, системами государственного законодательства. Почему так категорично, почему именно “подменяют”? Потому что эти кодексы и конституции очень часто не просто не согласны с Законом Божиим, но во многих своих положениях прямо противны ему. При этом, однако, нередко декларируется, что в основу их положена “ христианская мораль ” . Но надо твердо помнить: всякий раз, когда кто-то повторяет библейские заповеди: не укради, не убий и при этом как-то “по-своему” интерпретирует их, – он идет по пути узурпатора – диавола. Мы же должны признавать только истинные авторитеты – Закон и Волю Творца. Или мы признаем их и следуем своему Творцу, или мы выбираем путь политических и националистических спекуляций, путь человеческих измышлений о добре и зле, и тем самым уклоняемся от власти Господа Бога. Мы должны быть очень внимательными в этом вопросе: с кем мы? Если мы придерживаемся чистоты библейской традиции Священного Писания и держимся Священного Предания, если для нас важнее всего – здравое учение Церкви, то мы на спасительном пути. А если сидим и ждем, когда же появится некая идеальная концепция, которая поможет нам всем изменить жизнь в обществе, то мы – обманщики. Почему обманщики? Потому что называемся христианами, но не являемся таковыми на самом деле: ищем себе по своим прихотям... учителей, которые льстили бы слуху (2 Тим. 4, 3).Мы не должны искать никаких новых концепций, нам не нужна никакая “новая мораль”, никакое “новое мышление”. Всем нам нужно возвращаться к библейским началам жизни, к той святоотеческой традиции, тем фундаментальным истокам, которые незыблемы. Православие – это прежде всего образ жизни. Это не сумма неких знаний и представлений о Боге. Православие, являясь истинной живительной силой, должно наполнять собою все. Святитель Иоанн Златоуст учил: “Здесь (в Церкви) единственно можно научиться не только тому, чем будешь ты после этой жизни и как будешь тогда жить, но и тому, как управлять настоящую жизнь”. Солнце, луна и звезды не ждут ничьих советов: в своем существовании и движении они следуют только воле Творца. Ни один атом, нейтрон или протон не ищет для себя наставников и законодателей... Только волей Божией существуют и бесконечно огромные, и бесконечно малые миры. Представьте себе, например, что Земля нарушит волю Творца и произвольно, или идя путем “консенсуса”, поменяет свою орбиту вращения вокруг Солнца! Останется ли тогда жизнь на Земле? Жизнь лишь там, где исполняется воля Творца! А там, где творение нарушает ее, – там уже начало смерти: и духовной, и физической.Диавол всегда стремится узурпировать права Бога, каким-то образом нарушить их. Для этого он и использует мир современной политики, и разыгрывает “национальную карту”, и бьет в бубен экологических проблем, а, главное, выступает под знаменем гуманизма – современной “религии”, где на место Бога поставлен человек, или экуменизма, утверждающего, что в общем-то безразлично как, да и кому поклоняться.Но мы, православные христиане, должны быть готовы исполнять светские законы только лишь там, где они совпадают с волей Господней и не противоречат ей (Рим. 13, 1–7); в противном случае мы решительно их отвергаем и говорим вместе со святыми Апостолами: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? (Деян. 4, 19). В этом смысле мы всегда должны исполнять только ЗАКОН БОЖИЙ. Исполняя заповеди Господни, мы пребываем свободными от мира человеческих иллюзий и греха – подобно тому, как свободны были наши прародители до своего грехопадения....Итак, диавол завидует первозданным людям: завидует их соборности, полноте взаимоотношений с Богом и друг с другом. Он хочет нанести смертельный удар по первозданному человечеству и ищет только удобного случая.В раю было много различных деревьев, но посреди его росли два особенных: древо жизни и древо познания добра и зла. От одного из них, а именно от древа познания добра и зла, Господь запретил Адаму вкушать плодов. Относительно другого древа – древа жизни – запрета не было. О древе жизни святитель Филарет пишет: “Оное было между древами райскими то, что человек между животными, что солнце между планетами. Плоды райских древ служили для питания, плод древа жизни – для здравия. Те могли восполнять в теле недостаток, производимый движением, а сей, приводя его силы в одинаковое всегда равновесие, сохранял в нем способность жить во век”.Что же касается понимания того, чем являлось древо познания добра и зла, и отношения последнего к проблеме грехопадения, то здесь существует настоящая неразбериха даже в современном “школьном богословии”. Некоторые полагают, что до грехопадения люди не различали понятий добра и зла, и в соответствии с этим утверждают, что была даже некая объективная необходимость грехопадения: якобы у людей должен был расшириться этический кругозор. Другие говорят, что суть греха в том, что Адам и Ева стали жить плотской (сексуальной) жизнью. Но мы читали в Библии, что Бог заповедал первому человеку плодиться, размножаться и населять землю. Так что же представляет собою древо познания добра и зла? В чем суть той трагедии, которую мы называем грехопадением?

Древо познания добра и зла

Древо познания добра и зла символизировало собою, а точнее – реально представляло – право и приоритет Бога решать вместо человека и за человека – что такое добро и зло. Иными словами, до грехопадения человек пребывал в свете Божественного видения этих разностей – добра и зла. Зло уже существовало в мире в лице падшего ангела, да и не одного только: диавол увлек за собою огромное количество некогда светлых духов. (Некоторые святые Отцы утверждали, что Господь для того и создал человека, чтобы восполнить число отпавших небожителей). Нет сомнения, что Адам, который давал имена первозданным животным, знал, что такое добро и зло. Святитель Иоанн Златоуст рассуждает по этому поводу так: “Многие любители споров дерзают говорить, что Адам после вкушения от древа получил способность различать добро и зло. Думать так было бы крайне безумно. Чтобы никто не мог говорить так, для этого мы, предвидя это, недавно столько рассуждали о данной Богом человеку мудрости, доказывая ее наречением имен, какие он дал всем зверям, и птицам, и бессловесным животным, и тем, что сверх этой высокой мудрости он удостоился еще и пророческого дара. Как тот, кто дал имена и изрек такое чудное пророчество о жене, мог не знать, что хорошо, а что худо? Если мы допустим это (чего да не будет!), то произнесем хулу на Создателя. Как Он давал заповедь тому, кто не знал, что преступление есть зло? Это не так, напротив, он ясно знал это. Поэтому изначала Бог создал это животное (человека) самовластным, иначе не следовало бы его наказывать за преступление заповеди, награждать за ее соблюдение”.Так в чем же заключается грехопадение? Прежде всего, в том, что человек присваивает себе не принадлежащее ему право решать, что такое добро и зло, то есть узурпирует право Божественное, становится на путь диавола: пытается сделать себя равным Богу.И современный мир, стремясь к полной секуляризации, на каждом диавольском витке отхода от Церкви снова и снова повторяет акт грехопадения.Возможно, кто-то возразит: если древо познания добра и зла представляло собой опасность такого искушения для человека, то почему Господь Бог не убрал его за пределы рая, не поместил вне досягаемости для людей? Но Господь сотворил человека по образу Своему, наделив его особым даром – свободной волей. Человек с самого начала – свободное существо, он сам должен был сделать свой выбор.

Никогда не разговаривайте с посторонними

Как произошло грехопадение первых людей?Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт. 3, 1).По поводу данного текста святитель Иоанн Златоуст замечает: “Смотри, какая зависть и многосплетенная хитрость лукавого демона! Видя, что созданный человек находится в высочайшей чести и почти ничем не меньше ангелов, видя на земле земного ангела и снедаемый завистью, виновник зла демон, который сам пребывал между вышними силами, но по развращению воли и безмерности злости ниспал с той высоты, употребил великую хитрость, чтобы лишить человека благоволения Божия, и, сделав его неблагодарным, лишить его всех благ, дарованных ему человеколюбием Божиим”....Обратите внимание на то, что мы читаем тут о Еве без Адама – это уже нарушение соборности. Святой Иоанн Златоуст пишет: “Ева была создана для Адама и могла разговаривать только с ним”. А здесь Ева оказывается одна, проявляет самостоятельность, инициативу. Можно даже сказать, что Ева – первая феминистка, она поступила как истинно эмансипированная женщина: одна идет по раю, сама подходит к запретному дереву, сама же вступает в разговор со змеем, под видом которого выступает диавол, с любопытством, внимательно слушает его и отвечает ему. И каковы же последствия?Диавол, имея сильную зависть к человеку и стремясь разрушить состояние его особой близости к Богу, под видом змея, “хитрейшего из всех зверей полевых”, по словам святителя Иоанна Златоуста, “воспользовавшись им как орудием, вступает в беседу с женою и увлекает в свой обман этот простейший и немощнейший сосуд”. Священное Писание показывает нам, как диавол незаметно, неслышно подкрадывается к человеку и смертельно жалит его. Ева даже и не заметила, как стала добычей диавола. Выпуская свое жало, змей задает ей очень странный вопрос: …подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?Но мы знаем, что Бог не так говорил Адаму; Он сказал: …от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 16–17). (Здесь Бог говорит Адаму о смерти – и о духовной, и о физической – и, следовательно, тот уже имеет о ней представление. Господь не мог спекулировать неведением человека!). Диавол же все переворачивает с ног на голову, все извращает. Как бы существовали люди в раю, если бы им нельзя было есть ни от какого дерева?! И вот Ева, возмущенная несправедливым вопросом, из самых, быть может, лучших побуждений возражает змею: она хочет объяснить, что на самом деле все обстоит совсем по-другому…Очень часто бывает так: вы идете по улице, вдруг подбегает незнакомый человек и говорит: “А вот православные считают, что Троица – это Христос, Божия Матерь и Николай Угодник. Но это же неправда!” Или, например, такое: “Вот вы, православные, считаете, что Церковь – это лишь каменные стены храма”. Первое ваше желание – возразить, поправить, объяснить случайному собеседнику, что Церковь – это не стены, а собрание всех верных, которые незыблемо хранят православную веру. Но диавол задает свой вопрос вовсе не для того, чтобы получить разъяснение: он и сам знает правильный ответ. Ему важно, чтобы начался диалог, чтобы с ним начали говорить, а уж воспользоваться спором в своих целях он сумеет! Принцип, который диавол использует в своей деятельности, – это принцип плюрализма. Всех нас он хочет усадить за “круглый стол”, направить на путь “поиска некоего консенсуса”. Диаволу безразлично, что вы будете говорить, главное для него – чтобы вы приняли участие в этом сатанинском хороводе мнений и представлений, правильных и неправильных. Именно поэтому в разговоре с Евой он искажает слова Бога, чтобы она наверняка возмутилась, выйдя из духовного равновесия. И Ева попалась на эту удочку – она стала отвечать змею.На каждое ваше возражение еретики, язычники, безбожники, экуменисты всегда найдут какой-то ответ! Стоило ли Еве начинать этот разговор? Если бы она уклонилась от него, совсем иная судьба была бы у человеческого рода! Евсевий Памфил в своей “Истории Церкви” рассказывает, как однажды Иоанн Богослов пришел в баню, но узнав, что там моется известный еретик, поспешно удалился. Этот пример показывает нам, как надо дорожить целомудрием веры, как опасаться, чтобы не осквернить чистоту нашего православного исповедания. Слово Божие запрещает христианам общаться с еретиками и принимать их в своих домах: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит. 3, 10); Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его (2 Ин. 1, 10–11).А Ева принимает участие в дискуссии, возражает против неправильной постановки вопроса, говорит, что Бог запретил лишь вкушение плодов одного дерева – познания добра и зла, предупредив, что вкушение это принесет людям смерть. Как она напоминает здесь православных экуменистов на очередных сборищах Всемирного Совета Церквей! И диавол уж имеет готовый ответ: И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3, 4–5).Диавол предлагает людям присвоить себе Божественное право решать, что такое добро и зло. Однако обратите внимание, как сформулирован им сам вопрос: подлинно ли сказал Бог? Всякий раз, когда диавол пытается нас погубить, он ставит под сомнение слово Божие.Очень часто сейчас раздаются такие слова: “Стоит ли нам читать Ветхий Завет? Вот Евангелие – это слово Божие, а Ветхий Завет – что-то уже не действенное, доставшееся нам в наследство от иудаизма, потерявшее свою актуальность после распятия Господа нашего Иисуса Христа”. Но Апостол говорит: Все Писание богодухновенно (2 Тим. 3, 16) – все, а не какая-то его часть. Церковь Православная предавала анафеме тех, кто ставил под сомнение святость и богодухновенность Книг Ветхого и Нового Завета. Диавол очень хитер! Сейчас он ставит под сомнение Ветхий Завет, затем – что-то в Новом Завете, а потом – было бы только начало положено – человек вообще остается без Откровения. Я знал одного юношу, который, прочитав книгу Дугласа Рида “Спор о Сионе” , пришел к мысли, что Ветхий Завет – не от Бога. Это был его первый шаг в отступлении от Господа. Затем он стал ставить под сомнение вообще христианство – это было уже вторым шагом. Третьим же явился уход к язычникам, поклоняющимся Перуну. Но и это был еще не предел! Потом он развил в себе, как он считал, “арийские начала”, ушел в движение “Харе Кришна”, стал изучать санскрит, бить в барабан и петь воинственные арийские мантры, и поклоняться американским гуру...Каждый человек сам решает свою участь: избирает свет или тьму. Бог – не деспот, Он не насилует волю человека. Но человек должен постоянно помнить, что в любой ситуации выбор всегда только один – он или с Господом, или с диаволом.И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел (Быт. 3, 6). Святитель Иоанн Златоуст говорит: “Жена по обольщении змием подумала сама про себя: если дерево и хорошо на вкус, и может так услаждать взор, и есть в нем некоторая невыразимая красота, да и вкушение от него доставит нам высочайшую честь, то почему же нам не вкусить от него?” Из этой мысли Святителя мы видим, что Ева не отдает себе отчета в том, что, вкушая от этого дерева, она бросает вызов Творцу, отрекается от Господа. Она доверяет змею больше, чем Богу. Что же происходит с Евой?Первая похоть – это похоть чрева: И увидела жена, что дерево хорошо для пищи… Человек страстно желает всем обладать, все иметь вокруг себя или в самом себе. Но раз и навсегда мы должны запомнить, что единственный собственник во Вселенной – это Господь Бог. Все, что мы имеем, мы имеем из Его рук. Нам на земле ничего не принадлежит, мы только пользуемся не принадлежащими нам благами.Существуют три различных юридических понятия: собственник, владелец, распорядитель. Два последних – меньшие первого. Человек может обладать только этими правами: он может быть лишь владельцем и распорядителем имущества по милости или попущению Бога – Творца и Собственника всего тварного мира.Человек даже по своему физическому устроению не может обладать всем. Некоторые люди собирают себе такие сокровища, такие богатства, что можно подумать, будто они собираются жить не одну, не две, а несколько десятков жизней. Где-то я прочитал, что жена Рокфеллера, когда умирала, попросила принести свое любимое платье и так вцепилась в него руками, что после ее смерти пришлось ножницами вырезать его по кускам. Женщина, имевшая огромное состояние, уносит с собой из этой жизни только маленький кусочек материи! Воистину, человек приходит в этот мир нагим, нагим и уходит. Вот фундаментальная истина – все принадлежит Богу!Вторая похоть – это похоть очей. Оно приятно для глаз… – говорится далее о дереве. Это – очень опасная похоть! Взор человека постоянно блуждает то в одном, то в другом направлении. Диавол знает об этом.Сейчас в Москве, да и в других российских городах, мы видим огромное количество рекламных объявлений, рассчитанных именно на эту особенность человека, на эту его похоть. Идя по улице, человек видит на рекламах обнаженные тела, читает разные призывы, например, такие: “Приходи вместе с нами на стадион. Там мы будем молиться, прославлять Бога, и ты уйдешь оттуда совершенно здоровым!” И рядом фотографии счастливых, здоровых молодых людей. Рядом – следующий призыв: “Сегодня ты можешь спастись только у нас!”…Высшее предназначение человека – это его обожение. Сам Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди сказал: …будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48).И человек действительно призван к тому, чтобы восходить к полноте подобия Божия: ведь и создан он по образу и подобию своего Творца. Но диавол всегда предлагает нам форсировать этот естественный процесс. Если хотите, диавол – это первый революционер-диссидент, который предлагает с помощью каких-то резких телодвижений, “решительного выбора”, скачков добиться именно той цели, к которой человек стремится по своей природе. Человек всю жизнь стремится к тому, чтобы уподобиться Господу, а диавол предлагает ему немедленный результат. Вдумайтесь только, что говорят нам современные сектанты в своих еретических проповедях. (Хотя лучше, конечно, если это возможно, их совсем не слушать: мы не должны слушать ересь). Они, например, постоянно говорят так: если вы хотите спастись, то можете сделать это немедленно. Спасение даруется в их “церкви” прямо сейчас, сегодня! Если вы испытываете какие-то духовные проблемы, то они тотчас берутся их разрешить. “Ноу проблем” – “нет проблем” – это девиз большинства сектантов, главный принцип протестантской религиозной жизни.В действительности же, человек, общаясь с еретиками, теряет свое спасение. Он теряет и свое здоровье: и физическое, и духовное. Но самое страшное – он теряет благодать!Сегодня лукавый всеми силами пытается завлечь нас в различные партии, ложи и секты. Еретики, язычники прямо говорят: если придешь в нашу секту – спасешь не только себя, но и свою семью, весь свой род. Так и в беседе с Евой, лукавый предлагал “спасение” как бы всей семье первого человека, используя множественное число: вы, как боги и т. д.Очень часто, когда люди впадают в те или иные заблуждения, им кажется, что это – путь “просветления”, что та или иная религиозная практика приближает их к Богу, делает их богоподобными. Таким людям представляется, что какие-то упражнения, медитации, чтение различных книг могут обогатить их внутренний мир, спасти их семью. Они даже не подозревают, какая ужасающая бездна скрывается за словами: “религиозное возрождение”, “пробуждение сознания”, “открытие чакр”, “пробуждение кундалини” и многими другими, которыми совращают нас современные язычники.

Лжеименные знания

Следующий соблазн, следующая похоть, которой подчиняется Ева, – это вожделение: И увидела жена, что дерево... вожделенно, потому что дает знание.Лжеименное знание – это серьезная проблема, проблема многих так называемых интеллигентных людей. Интеллигентность – это какое-то скользкое, я бы даже сказал, гадкое, слово, смысл которого мало кому понятен. Однажды один “интеллигент” так объяснил мне его: быть интеллигентным – значит в чем-то быть профессионалом, а обо всем остальном знать понемногу. Современный человек хочет знать все! Ему хочется почитать и Библию, и Коран, и Бхагавад-гиту. И многое-многое другое… Мне часто приходится посещать наших прихожан, которые приглашают меня освятить их жилище или совершить какой-то молебен на дому, причастить болящего. И я невольно поражаюсь обилию и разнородности книг, которые находятся в православных домах: рядом с Библией стоят Коран, Бхагавад-гита, Агни-Йога, иудейские книги… Наличие такого набора было бы объяснимо в квартире православного миссионера, который должен изучать все это, чтобы помочь людям отойти от тех или иных заблуждений. Но когда простой мирянин, не имеющий на то особого благословения, читает все подряд – это очень опасно. Работая с людьми, оказавшимися в различных сектах, я обнаружил определенную закономерность. Например, если человек зачитывался книгами Блаватской, Рерихов, то он оказывался потом втянутым в секту “Аум Синрике” или “Харе Кришна”. Если человек злоупотреблял трудами таких “богословов”, как о. Павел Флоренский или о. Сергий Булгаков, то он попадал в “Богородичный центр”. Если чрезмерно увлекался книгами философов Владимира Соловьева, Трубецкого, Волконского, то мог оказаться среди униатов или русских католиков. Перефразируя известную пословицу, можно сказать так: “Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, в какой секте ты можешь оказаться”. В этом нет ничего удивительного! Лжеименные знания, вредные знания уводят человека из Церкви и наносят непоправимый вред его душе.Как-то я спросил одного знакомого – зачем ему все эти книги? Он ответил, что, как человек интеллигентный, он должен знать все. Когда мы затем стали с ним беседовать, то я вдруг почувствовал, что книги эти лежат в его доме вовсе не мертвым грузом: хотя он и считал себя православным, у него были серьезные заблуждения!Действительно, человек не может знать всего, не может обладать всеми знаниями. Если ты исповедуешь, что православная вера – единственная истинная вера, что Православная Церковь – та самая Церковь, о которой Господь сказал: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18), то это значит, что на первом месте в твоем доме должны быть книги православные. Вспомните, что сказано в Деяниях Апостолов о том, как поступили люди, занимавшиеся прежде магией, а потом обратившиеся в христианскую веру: они собрали все свои колдовские книги и сожгли их. Тогда нашлись даже такие, кто подсчитал, сколько можно было бы выручить денег за эти книги, если бы не сжечь, а продать их. Но они не могли ни продать их, ни передать другим. Они их сожгли: Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собравши книги свои, сожгли пред всеми и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне (Деян. 19, 18–20).Так должны поступать с еретической литературой и мы: или передавать ее тем православным священнослужителям, которые изучают ереси, или сжигать, чтобы зараза эта не пристала к кому-нибудь из наших родных и близких, не смогла оказать своего разрушительного влияния на других людей и погубить человеческие души.В Требнике мы находим вопросы, которые священник должен задавать на исповеди. Среди них есть один, очень важный, вопрос: “Рцы ми, чадо, не был ли еси еретик или отступник, не держался ли еси с ними их капища, посещая, поучения слушая или книги их прочитывая?” Если человек так или иначе виновен в этом, то это – грех, в котором ему надо исповедаться. Апостольские правила, правила Вселенских и Поместных Соборов запрещают православным христианам посещать синагоги, еретические собрания, слушать поучения еретиков, читать их книги.…И если мы считаем себя православными, то мы должны твердо и решительно удаляться от лжеименных знаний: еретических и языческих.

Грех - не личное дело грешника

Когда праматерь наша Ева прельстилась, она ела сама и дала также мужу своему, и он ел. Мы уже говорили, что если ересь, грех или что иное, происходящее от диавола, касается нас, то через нас оно затрагивает и наших близких, и наши семьи. Ева согрешила сама, поверив змею больше, чем Богу, и ввергает в этот грех своего мужа.Диавол никогда не довольствуется только твоей душой, но использует ее для воздействия и на окружающих тебя людей. Если ты грешишь, то не думай, что это – твое личное дело. Как спасение одного человека имеет значение для многих, так и грех одного человека – касается множества людей. Преподобный Серафим Саровский говорил: “Стяжи дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя”. Доброе, благодатное духовное состояние одного христианина распространяется на многих людей. Так же и грех: появившись в сердце одного человека, он заражает все большее и большее число окружающих.Иногда люди не могут понять: почему предприятие, на котором они работают, находится в таком бедственном положении, хотя бы и не было тому видимых причин; почему отношения в коллективе все время остаются натянутыми и “взрывоопасными”? …Вероятнее всего, объяснение здесь одно: жизнь людей отравляют нераскаянные грехи – их грехи и грехи тех, кто их окружает. Так было и во дни Израиля, так происходит и сейчас. Когда сыны израильские стали блудодействовать с иноплеменницами, то бедствиям, наказанию Божию подвергался весь народ. Это происходило до тех пор, пока Финеес, благочестивый воин, не пронзил блудников копьем прямо во время их блудодеяния. И тогда прекратился гнев Господень (Чис. 25, 7–11). В Священном Писании сказано: ...Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода (Исх. 20, 5). Вот как далеко распространяется тлетворное, зловонное действие греха даже одного человека! И когда люди недоумевают, почему их дети рождаются больными, калеками, полуживыми, – им следует напомнить об этом. Значит, был у них самих или в их роду нераскаянный, не исповеданный грех.Недавно мне довелось посетить интернат для слаборазвитых детей, детей с атрофированными конечностями, которые ползли нам навстречу за рождественскими подарками. И когда я спрашивал, чьи это дети, то мне отвечали: сын алкоголика, сын наркомана и так далее...Грех – это не твое личное дело. И когда Церковь призывает: “не греши, старайся исправиться!”, то имеет в виду следующее: если изменишься ты сам, то и все вокруг тебя изменится. Если не можешь уладить какие-то семейные конфликты – иди в храм, иди на исповедь, расскажи священнику о своих проблемах! Это и будет самая лучшая помощь, которую ты можешь оказать своим близким, своей семье.Ева сорвала запретный плод и ела, и зараза греха передалась и ее мужу. Она дала ему, и он тоже ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания (Быт. 3, 7).Святитель Иоанн Златоуст восклицает по этому поводу: “Смотри, из какой славы и в какое унижение низверглись они! Те, которые доселе жили, как земные ангелы, изобретают себе одежду из листьев. Таково зло – грех. Он не только лишает нас вышнего благоволения, но и ввергает в великий стыд и унижение, похищает у нас те блага, которыми обладаем, отнимает всякое дерзновение”. Непередаваемый стыд и великий ужас овладели сердцами наших прародителей, Адама и Евы; они поняли, что произошло нечто непоправимое – то, чего своими силами они исправить уже не смогут. Так даже в самом падшем, в самом греховном состоянии, в котором только может оказаться человек, голос совести, голос Божий, который живет в каждом из нас, до конца не умолкает, но продолжает звучать.В Бутырской тюрьме и в некоторых других местах заключения мне приходилось встречаться с людьми, совершившими особо тяжкие преступления. И когда я спрашивал, например, у вора: “Воровство – это грех?”, – он отвечал: “Да”. У убийцы я спрашивал: “Убийство – это грех?”, у блудника: “Разврат – это грех?”, – и все мне отвечали: “Да”. Оказывается, каждому человеку известно, что такое грех, потому что Закон Божий написан в сердце каждого человека. В Послании апостола Павла к Римлянам сказано: …Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим. 2, 14–15).Немецкий философ Кант говорил: “Больше всего меня поражают и заставляют верить в Бога две вещи – звездное небо над головой и нравственный закон во мне”....И вот, глаза прародителей открылись: они поняли, что наги. Что же они могут сделать теперь? Как им избавиться от этой ужаснувшей их наготы, от своей греховности?!Однажды ученики, беседуя с Господом Иисусом, спросили Его: кто же может спастись? И услышали в ответ: …человекам это невозможно, но не Богу: ибо все возможно Богу (Мк. 10, 27).

Ошибиться может всякий: не надо упорствовать

Сразу же после того, как совершилось грехопадение первозданного человечества, Господь поспешил прийти людям на помощь. Но они… услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая (Быт. 3, 8).Что случилось с Адамом? Что случилось с Евой? Они прячутся от Бога! Вот действительно безумие: это уже не тот Адам, не та Ева, которыми они были до грехопадения – это люди с поврежденным сознанием. Они вдруг сразу оказываются на непостижимо низкой ступени религиозного бытия: они предполагают, что от Бога можно спрятаться! От Вездесущего Бога Адам и Ева прячутся в кустах!Однажды, когда я еще служил диаконом в Тамбовской епархии, мне довелось зайти в дом к одному из прихожан во время поста. И вот он решил меня угостить: “Отец диакон, у меня домашняя колбаска есть”. Увидев смущение на моем лице, он все понял, и хитро, но в то же время и по-доброму взглянув, сказал: “Я все понял. Сейчас сделаю, как надо!” Встал, подошел к иконам и занавесил их. Я спросил: “А оттуда не видно?” Он простодушно отвечал: “Нет, не видно. Я туда залазил, смотрел – не видно”.Это был простой поселянин, имевший весьма примитивное представление о религии, о Боге. Именно в этот момент я вспомнил, как Адам и Ева прятались в кустах. Но мы должны раз и навсегда уяснить для себя, что от Бога спрятаться невозможно! В Священном Писании сказано:Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет (Пс. 138, 8–12).Господь вездесущ. Господь все видит, Господь все слышит. Он знает любое, самое тайное движение нашей мысли, нашего сердца и чувств. Над нами всегда открыта книга, в которую записывается каждое наше деяние. Бог всегда видит нас, слышит каждого из нас. Диавол не является таким вездесущим: он может только наблюдать за нами. Поэтому не давайте лукавому повода узнать вас. Если, например, у вас есть какие-то греховные мысли, то это еще не значит, что диавол уже полностью овладел вами. Он выстроит определенный план, как увлечь вас ко греху, тогда, когда вы взором, внешними телодвижениями дадите ему понять, что с вами происходит. Но диавол знает также и то, что человек может во мгновение ока исправиться: для этого ему нужно только исповедаться. И когда вы, хорошо исповедавшись и причастившись Святых Христовых Таин, идете из храма домой, бесы в ужасе разбегаются: они сразу теряют надежду вас погубить.Итак, Адам, находясь в поврежденном состоянии, прячется от Вездесущего Бога. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? (Быт. 3, 9). Почему же вездесущий и всезнающий Бог спрашивает у Адама, где тот находится? Этот вопрос означает на самом деле не столько: “где ты?”, сколько: “с кем ты?” Господь спрашивает Адама: известно ли ему, как далеко удалился он от Бога, осознает ли он степень своего падения, догадывается ли он, к кому он стал теперь ближе?.. Адам ответил: …голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал (Бог): кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? (Быт. 3, 10–11).Как нерадивому школьнику, Господь задает Адаму ряд наводящих вопросов: не догадается ли тот, что нужно ответить Богу в этой ситуации? Господь прямо взывает к совести Адама, показывает, в каком направлении тому надо идти, чтобы раскаяться. Ведь именно совесть – голос Божий, постоянно живущий в душе человека, – подсказала ему, что он наг, что есть причины, по которым он не может предстать перед Богом: Бог свят, а Адам – грешен. Если, согрешая тем или иным образом, ты еще испытываешь чувство стыда, если совесть твоя еще не сожжена, – значит, еще не все потеряно в деле твоего спасения. Ведь Бог пришел во время прохлады дня к падшему человеку именно для того, чтобы восстановить с ним прежние отношения. И если бы Адам ответил Господу своему: “Да, я ел от дерева, с которого Ты запретил мне есть, я грешен пред Тобою, Господи; мы ели вместе с женою моею и теперь вместе каемся!” – это означало бы, что Адам осознал свой грех, раскаялся в нем и вернулся к Творцу своему. Но, как мы уже сказали, первозданное человечество уже потеряло благодать. Вместо того, чтобы покаяться, Адам пытается выгородить себя: он прямо обвиняет в случившемся свою жену, а косвенно – даже Самого Бога: …Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3, 12). Акцент, который Адам делает на том, что жена эта дана ему Богом, граничит с богохульством. Адам забыл собственные слова: …вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (Быт. 2, 23). Теперь он говорит совсем иначе, теперь это совсем иной человек: свою вину он пытается переложить на Творца. Представьте себе, что бы говорил Адам, если бы Ева была создана не из его ребра, а из праха земного, как и он сам!Далее Господь обращается к Еве, пытаясь найти покаянное чувство в ней. Может быть, с нее начнется дело спасения первозданного человечества? В Священном Писании сказано: Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? (Кор. 7, 16). Многие верующие жены, согласно слову Божию, действительно спасают своих неверующих мужей. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела (Быт. 3, 13).Итак, мы видим, что Адам сваливает вину на жену, косвенно обвиняя при этом Бога, а жена – на змея. Как же похожи мы на своих прародителей! Мы готовы обвинять кого угодно в своих собственных грехах, в своих заблуждениях, но только не себя самих; мы не можем признаться в том, что именно мы сами виноваты перед Богом, именно мы согрешили, именно мы от темени головы до подошвы ног покрыты грехами!Очень часто на исповеди я слышу оправдания вместо покаяния. Один говорит, что это родители довели его до такого бесстыдства, другой обвиняет друзей или соседей, третий – вообще посторонних людей... Но, несмотря на то, что мы готовы вместо себя обвинять всю вселенную, надо помнить, что в Судный день каждый из нас будет давать ответ перед Богом именно за свои поступки.Один старец, поясняя мне значение подлинной исповеди, сказал: “Подлинная исповедь – это когда ты обвиняешь только себя. Когда же ты показываешь пальцем на другого человека, помни, что три пальца показывают на тебя!” Наша падшая человеческая природа постоянно увлекает нас к самооправданию. А смысл исповеди – обвинить, обличить самого себя.Творец не спрашивает змея: “Змей, где ты, что ты сделал?” Из этого Церковь делает вывод, что покаяние для диавола невозможно. Если бы для диавола существовала возможность спастись, то Господь непременно использовал бы ее. Святой Иоанн Дамаскин свидетельствует о падших духах в своем “Точном изложении Православной Веры”: “...после падения для них невозможно покаяние, подобно тому, как и для людей оно невозможно после смерти”.В “Толковом Евангелии” сказано: “О, что сотворим, братие, егда никтоже будет предстоящий, ни помогающий: ни отец, ни мати, ни сын, ни дщи, ни внучата. Всякий бо тогда нужду свою имать, о других же пещися не может. Брат не может помощи тамо, ни сестра, ни друг, ни ближний, ни мудр познаваемый, ни имения злата, ниже ино что человеческое, но си вся непостоянно будут одержимы страхом и боязнью осуждения”.Именно сейчас, пока мы еще живы, пока не наступил страшный и нелицеприятный суд, человек с Божией помощью должен найти в себе самом смелость, чтобы осудить себя в грехах, совершенных им во дни его земной жизни. И в тот момент, когда мы, вопреки стремлению нашей падшей природы, станем не оправдывать, но осуждать себя, – в тот момент Сам Господь Бог станет оправданием нашим. Не об этом ли молился псалмопевец Давид: Благоволи же, Господи, принять добровольную жертву уст моих, и судам Твоим научи меня (Пс. 118, 108)? Но наши прародители не пошли по пути самообвинения и покаяния.

Наказание

Четыре наказания Господь полагает согрешившему человечеству. Обращаясь к Еве, Он говорит: …Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей (Быт. 3, 16–17). Кроме этого, Господь дает два общих наказания. Первое: …прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3, 19). Таким образом, отныне, сколько бы ни прожил человек на земле, рано или поздно он все равно должен умереть. И второе: Господь изгоняет Адама и Еву из рая, а чтобы они не вернулись назад и не вкусили от древа жизни, Он ставит у ворот сада Едемского херувима с пламенным мечом в руке. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что херувим с пламенным, обращающимся мечом – символ враждебных отношений между людьми и Богом. Мир же между человеком и Творцом был восстановлен только тогда, когда Господь Иисус Христос, явившись ученикам Своим по воскресении из мертвых, сказал им: Мир вам! (Ин. 20, 21).Без сомнения, Бог не мог оставить изгнанных из рая наших прародителей без надежды на будущее спасение. И оттого прямо в раю прозвучало первое Евангелие, первая благая весть о спасении, о Господе Иисусе Христе. Слова первого Евангелия, как воинский клич, обращены к змию: И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3, 15). Кто здесь – “жена”, кто – “семя жены”, кто – “семя змия”? О чем тут идет речь? Здесь говорится о борьбе сил зла со Святой Церковью. Под женою святые Отцы понимают Святую Православную Церковь, непрестанно ведущую борьбу с семенем змиевым. Семя змия – это и плевелы на ниве Божией, и сыны погибели; это и сам антихрист, который будет вести великую брань против Святой Церкви. Но сказано, что семя жены будет поражать змия в голову, а змий – жалить его в пяту. Без сомнения, Церковь всегда будет одерживать победу над диаволом – Церковь в лице Главы ее, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.А о какой “пяте” идет речь: будешь жалить его в пяту? – Господь Иисус Христос нас ради человек и нашего ради спасения принял на себя немощную человеческую плоть, облекся в человеческое тело. И диавол через своих слуг истязал эту плоть: иудеями она была оплевана, римскими бичами истерзана, гвоздями к Кресту прибита, копьем прободена. Но это – все, что мог сделать диавол в своей непреходящей злобе на Спасителя. В тот момент, когда на голгофском Кресте Иисус Христос воскликнул: Совершилось! (Ин. 19, 30), Он провозгласил победу над древним змием – ту победу, о которой в Откровении Иоанна Богослова сказано: И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет (Откр. 20, 1–3). Святой Андрей, архиепископ Кесарийский, истолковывая это место из Откровения, пишет: “Здесь говорится о бывшем во время страданий Господа низвержении диавола, когда его, почитавшего себя сильным, всемогущий Христос, Бог наш, связал, избавил нас от его власти и осудил его на ввержение в геенну”.Святой Иоанн Златоуст учит, что Господь сошел на землю для того, чтобы нас возвести на небеса, соделался человеком – чтобы нас сделать “богами”.Да, тайна спасения очень велика. Она была непостижима и для Адама, и для Евы. Им очень хотелось, чтобы Господь поскорее послал на землю Того, Кого прикровенно нарек “семенем жены” (под “женой” святые Отцы понимают и Пресвятую Богородицу) – Сына Своего для спасения рода человеческого. Само имя “Ева”, которое Адам дал своей жене, его значение – “жизнь” – также свидетельствует о напряженности этого ожидания. Как обрадовалась Ева после рождения своего первого сына, воскликнув: Приобрела я человека от Господа! (Быт. 4, 1), и как велико было ее разочарование, когда оказалось, что это – не Спаситель, а первый человекоубийца! Так Господь показал, что людям надлежало до конца испить ту чашу, которую они сами для себя избрали; до конца пройти тот путь, на который они вступили, отказавшись от правды Божией, от воли Творца и избрав волю диавола. И вся история человечества от изгнания из рая до пришествия в мир Спасителя – это история ожидания искупления, ожидания спасения: вечной жизни в Боге и с Богом.