Беседы о вере и Церкви
иногда тяжелеет под гнетом своей плоти, не
является богословской, а только практической
установкой.
С другой стороны, всегда
была в христианстве жива вера, что, правда,
человек живет на земле временно; правда, будет
разлучение души и тела; правда, будет какой-то
период, когда душа будет жива, тогда как тело
будет костьми лежать в земле; но что в конечном
итоге будет воскресение плоти и что полнота
человеческого блаженства — это не
развоплощенный дух, а воплощенный человек, после
той катастрофы, того события, которое мы называем
Страшным судом, концом мира — назовите, как
хотите, после момента, когда все будет завершено
и человек снова
станет полным человеком, а не только
получеловеком.
Анатолий Максимович:
Значит, отношение христианства к этому вопросу,
если я Вас правильно понял, действительно
менялось на протяжении веков; может быть, не в
основном, но в том смысле, что одно время делался
упор на одно, а в другие времена — на другое? Вы
сказали, что подозрительное отношение к плоти
характерно для более позднего периода
христианства, то есть для средних веков; теперь
от этой установки отказались, и плоть и дух снова
рассматриваются как равные?
Митрополит Антоний:
Видите ли, сказать, что теперь от такой установки
отказались, конечно, было бы немножко
оптимистично; но основная, первичная вера
христианской Церкви, библейской традиции сейчас
переживается и осмысливается с новой глубиной и
силой.
Анатолий Максимович: Я
отметил Ваше слово "оптимистично". Но в
связи с Воскресением Христа — все-таки я Вам
должен сказать совершенно откровенно, что с
точки зрения неверующего человека, который вовсе
не относится враждебно к религии, напрашивается