Беседы о вере и Церкви
хотите, после момента, когда все будет завершено
и человек снова
станет полным человеком, а не только
получеловеком.
Анатолий Максимович:
Значит, отношение христианства к этому вопросу,
если я Вас правильно понял, действительно
менялось на протяжении веков; может быть, не в
основном, но в том смысле, что одно время делался
упор на одно, а в другие времена — на другое? Вы
сказали, что подозрительное отношение к плоти
характерно для более позднего периода
христианства, то есть для средних веков; теперь
от этой установки отказались, и плоть и дух снова
рассматриваются как равные?
Митрополит Антоний:
Видите ли, сказать, что теперь от такой установки
отказались, конечно, было бы немножко
оптимистично; но основная, первичная вера
христианской Церкви, библейской традиции сейчас
переживается и осмысливается с новой глубиной и
силой.
Анатолий Максимович: Я
отметил Ваше слово "оптимистично". Но в
связи с Воскресением Христа — все-таки я Вам
должен сказать совершенно откровенно, что с
точки зрения неверующего человека, который вовсе
не относится враждебно к религии, напрашивается
следующий вывод: что этот догмат был
сформулирован для того, чтобы отличить Христа от
обыкновенных людей, и для того, чтобы побудить
обыкновенных людей уверовать в Его Божественную
природу; другими словами, пользуясь современным
термином, этот догмат был сформулирован для
пропагандистских целей. Я могу Вам пояснить. Если
было бы просто сказано, что Христа надо считать
Богом в силу Его этического учения, в силу той
жертвы, которую Он принес, то одни поверили бы
этому, а другие — нет. И вот для того, чтобы убедить в этом
большее число людей, нужна была ссылка на
какое-то сверхъестественное событие — ибо от
Бога многие ждут чуда.