Беседы о вере и Церкви
рассматриваются как равные?
Митрополит Антоний:
Видите ли, сказать, что теперь от такой установки
отказались, конечно, было бы немножко
оптимистично; но основная, первичная вера
христианской Церкви, библейской традиции сейчас
переживается и осмысливается с новой глубиной и
силой.
Анатолий Максимович: Я
отметил Ваше слово "оптимистично". Но в
связи с Воскресением Христа — все-таки я Вам
должен сказать совершенно откровенно, что с
точки зрения неверующего человека, который вовсе
не относится враждебно к религии, напрашивается
следующий вывод: что этот догмат был
сформулирован для того, чтобы отличить Христа от
обыкновенных людей, и для того, чтобы побудить
обыкновенных людей уверовать в Его Божественную
природу; другими словами, пользуясь современным
термином, этот догмат был сформулирован для
пропагандистских целей. Я могу Вам пояснить. Если
было бы просто сказано, что Христа надо считать
Богом в силу Его этического учения, в силу той
жертвы, которую Он принес, то одни поверили бы
этому, а другие — нет. И вот для того, чтобы убедить в этом
большее число людей, нужна была ссылка на
какое-то сверхъестественное событие — ибо от
Бога многие ждут чуда.
Митрополит Антоний: Я
думаю, что это исторически неправильно; я думаю,
что христианская вера началась с момента, когда у
каких-то людей — у апостолов, у нескольких
женщин, которые пришли ко гробу Спасителя после
Его распятия и смерти, у все увеличивающегося
количества людей — был непосредственный опыт, то
есть реальный опыт того, что Тот, Кого они видели
в руках Его врагов,
Тот, Кого они видели умирающим на кресте и
лежащим во гробе — ЖИВ, среди них. Это не поздний
догмат, это одна из первых вещей, о которых
говорит Евангелие; это основной мотив, основная
тема евангельской проповеди: что Христос жив, и раз