Беседы о вере и Церкви

было бы просто сказано, что Христа надо считать

Богом в силу Его этического учения, в силу той

жертвы, которую Он принес, то одни поверили бы

этому, а другие — нет. И вот для того, чтобы убедить в этом

большее число людей, нужна была ссылка на

какое-то сверхъестественное событие — ибо от

Бога многие ждут чуда.

Митрополит Антоний: Я

думаю, что это исторически неправильно; я думаю,

что христианская вера началась с момента, когда у

каких-то людей — у апостолов, у нескольких

женщин, которые пришли ко гробу Спасителя после

Его распятия и смерти, у все увеличивающегося

количества людей — был непосредственный опыт, то

есть реальный опыт того, что Тот, Кого они видели

в руках Его врагов,

Тот, Кого они видели умирающим на кресте и

лежащим во гробе — ЖИВ, среди них. Это не поздний

догмат, это одна из первых вещей, о которых

говорит Евангелие; это основной мотив, основная

тема евангельской проповеди: что Христос жив, и раз

Он жив, все остальное делается достоверным,

правдоподобным; Он, значит, действительно то, что

Он о Себе говорил и что они о Нем думали. Я думаю,

что как раз наоборот: это не довод, который

позднее был выдуман или приведен сознанию людей

для достижения пропагандистских целей, это —

первичная вера, без этого ученики просто

разбежались бы, как разбитое войско, как

разогнанное стадо, и были бы уже окончательно

уничтожены.

Анатолий Максимович:

Естественная реакция, другими словами?

Митрополит Антоний:

Что значит "естественная реакция"? Я Вас не

понял.

Анатолий Максимович:

Другими словами, тот факт, что после смерти

Христа Его ученики почувствовали, что Он жив,

было естественной реакцией на Его смерть ?

Митрополит Антоний:

Это не то что "естественная реакция";