Беседы о вере и Церкви
Он жив, все остальное делается достоверным,
правдоподобным; Он, значит, действительно то, что
Он о Себе говорил и что они о Нем думали. Я думаю,
что как раз наоборот: это не довод, который
позднее был выдуман или приведен сознанию людей
для достижения пропагандистских целей, это —
первичная вера, без этого ученики просто
разбежались бы, как разбитое войско, как
разогнанное стадо, и были бы уже окончательно
уничтожены.
Анатолий Максимович:
Естественная реакция, другими словами?
Митрополит Антоний:
Что значит "естественная реакция"? Я Вас не
понял.
Анатолий Максимович:
Другими словами, тот факт, что после смерти
Христа Его ученики почувствовали, что Он жив,
было естественной реакцией на Его смерть ?
Митрополит Антоний:
Это не то что "естественная реакция";
реакция — это было бы внутреннее переживание. То,
о чем здесь идет речь, это целый ряд физических
явлений: скажем, жены мироносицы видели и
физически, руками своими трогали живое тело
воскресшего Христа; апостолы, когда Христос
явился среди них, были так же изумлены и
недоверчивы, как Вы сейчас; но Христос им сказал:
не бойтесь, Я — не дух, не привидение, у
привидения нет плоти и костей, как у Меня; дайте
мне что-нибудь съесть... И перед ними ел (Лк.24,36-43).
Апостол Фома был приглашен коснуться Его (Ин.20,27). В конце
евангельского рассказа евангелисты настойчиво
говорят о том, что раз за разом им пришлось
обнаружить факт, что умерший несколько дней до
того Христос — жив во плоти, физически среди них.
И это их удивляло не меньше, чем современного
человека.
Анатолий Максимович:
Но почему Вы говорите, что без этого ученики
разбежались бы, оказались бы разогнанными? Разве
этического учения Христа не было достаточно для