Беседы о вере и Церкви
реакция — это было бы внутреннее переживание. То,
о чем здесь идет речь, это целый ряд физических
явлений: скажем, жены мироносицы видели и
физически, руками своими трогали живое тело
воскресшего Христа; апостолы, когда Христос
явился среди них, были так же изумлены и
недоверчивы, как Вы сейчас; но Христос им сказал:
не бойтесь, Я — не дух, не привидение, у
привидения нет плоти и костей, как у Меня; дайте
мне что-нибудь съесть... И перед ними ел (Лк.24,36-43).
Апостол Фома был приглашен коснуться Его (Ин.20,27). В конце
евангельского рассказа евангелисты настойчиво
говорят о том, что раз за разом им пришлось
обнаружить факт, что умерший несколько дней до
того Христос — жив во плоти, физически среди них.
И это их удивляло не меньше, чем современного
человека.
Анатолий Максимович:
Но почему Вы говорите, что без этого ученики
разбежались бы, оказались бы разогнанными? Разве
этического учения Христа не было достаточно для
того, чтобы сплотить их?
Митрополит Антоний:
Мне кажется, что центр всего Евангелия не в
этическом учении.
Анатолий Максимович:
Не может быть!
Митрополит Антоний:
Этическое учение — производное и почти
второстепенное для меня. Мне кажется, что для
христианина абсолютный центр Евангелия —
историческая личность Христа, Который был и Бог,
и человек, и если это изъять, то учение Христа
является одним из учений, которое можно
воспринимать в большей или меньшей мере. Ученики,
может быть, и остались бы вместе как этическая
группа, но никогда бы не вышли на проповедь о
Христе. Апостол Павел говорит, что вся его
проповедь заключается в проповеди о Христе
распятом и воскресшем, что если не воскрес
Христос, то Его ученики — самые несчастные из
людей, потому что они строят свое мировоззрение и