Беседы о вере и Церкви

сказать, исключительно — была совершенным,

неограниченным доверием к Богу, и из этого

доверия к Богу рождалось с Ним общение, и из этого

общения вырастало знание о Боге, Какой Он есть.

Вера Авраама заключалась не в том, что он сначала

получил какие-то сведения о Боге и в них уверовал,

а в том, что он с самого начала, туманно, но вместе

с этим с громадной силой, встретился лицом к лицу

с Живым Богом. Он верил не во что-то, а в Кого-то, и

в этом, может быть, и есть самое существо веры.

Если наша вера есть вера в

Кого-то, в Живого Бога, то домыслы, направленные

против нее, не могут ее поколебать; если же вся

наша вера заключается только в том, что мы верим в

те или другие богословские, или полубогословские

или просто суеверные предпосылки, они могут быть

колеблемы, причем суеверие держится крепче, чем

богословские выкладки.

И вот вспомните Авраама,

первую его встречу с Богом, как Господь его по

имени позвал: Аврам! Голос был такой

своеобразный; это не был просто один из голосов

человеческих, он прозвучал не только в его ухо;

это имя Аврам ударило его в сердце, и он узнал

непосредственным чутьем, что с ним говорит Бог.

И первое, что ему сказал

Бог: Оставь свое родство, оставь страну, в которой

ты родился и живешь, и иди, куда Я тебя поведу...

(Быт. 12,1). Тема доверия: потому что Бог ему ничего,

в сущности, не обещает. Он ему говорит: Оставь то,

что у тебя есть, и пойди туда, куда ты не знаешь,

туда, куда Я тебя поведу, и на что и куда — Я не

объясняю тебе... Единственное, что Авраам знает,

это что с ним говорит Бог; он знает, что от него

требуется уйти; он знает, что он куда-то будет

приведен; но только отрицательное ему опытно

известно: бросить родную землю; бросить родные

пепелища; отойти от своих близких, от всей семьи,

от всего своего народа. А то, что будет, —

известно только в общих каких-то чертах, то есть

именно в порядке того, что мы называем верой,

доверием: куда Я тебя поведу... И в это требование можно