Беседы о вере и Церкви
не было этих этических принципов, то
христианство получило бы такое распространение,
которое оно получило на самом деле?
Митрополит Антоний: Я
думаю, что нет. Я думаю, что на этических
принципах христианство получило бы, может быть,
даже большее, но другого рода распространение,
что центр христианства не только и не столько в
этих этических принципах, сколько в историческом
событии, которое ставит мир в совершенно новое
соотношение с Богом, заставляет нас совершенно
пересмотреть и природу и масштаб человека, и
природу и Личность Самого Бога, и даже
материальный наш мир. Потому что если этот
материальный мир оказался способным вместить
Самого Бога, если какая-то частица, физическая
частица этого мира могла соединиться с Самим
Богом и в этом не сгореть, не быть разрушенной, а
остаться неприкосновенной, — то, действительно,
и материя разверзается в наших глазах в
совершенно небывалые масштабы. Почему я и говорю,
что христианство — единственный материализм,
который придает предельное значение материи, а
также и истории человека, через Воплощение Бога
вдруг получающего вечное измерение,
Божественное измерение, трансцендентальное
измерение: не в будущем, а вот сейчас, потому что
Бог среди этой истории — и человек делается
каким-то удивительно большим.
Анатолий Максимович:
Да, это последнее — реалистическое замечание,
потому что в остальном Ваши доводы
представляются мне именно трансцендентальными.
Но для Вас они, явно, имеют значение — реальное и
живое значение. Большое Вам спасибо, митрополит
Антоний.
Анатолий Максимович:
Митрополит Антоний, я слушал много Ваших
выступлений по радио и телевидению, и Вы часто
говорите об общении с Богом. С моей точки зрения, общение
с Богом имеет, в сущности, лишь символическое
значение и означает соблюдение этических норм,