Беседы о вере и Церкви
(Быт. 12,1). Тема доверия: потому что Бог ему ничего,
в сущности, не обещает. Он ему говорит: Оставь то,
что у тебя есть, и пойди туда, куда ты не знаешь,
туда, куда Я тебя поведу, и на что и куда — Я не
объясняю тебе... Единственное, что Авраам знает,
это что с ним говорит Бог; он знает, что от него
требуется уйти; он знает, что он куда-то будет
приведен; но только отрицательное ему опытно
известно: бросить родную землю; бросить родные
пепелища; отойти от своих близких, от всей семьи,
от всего своего народа. А то, что будет, —
известно только в общих каких-то чертах, то есть
именно в порядке того, что мы называем верой,
доверием: куда Я тебя поведу... И в это требование можно
верить, только если оно исходит от лица
говорящего; в такой мере можно довериться тому,
кто говорит, а не какому-нибудь руководящему
принципу.
И вот Авраам идет, находит
землю обетованную; и тут Господь ему обещает
сына, который будет началом великого, несметного
народа. И рождается сын, Исаак. Короткое время
проходит, каких-то десять-двенадцать лет, и Тот же
Бог, Который ему обещал в лице этого сына
наследие вечное, ему повелевает: сына взять и
принести в кровавую жертву (Быт., главы 21-22). И снова
сказывается это качество, это свойство
подлинной, основной веры в Бога, а не в то, что Он
так или иначе выразил. Неверующий, вернее, каждый
из нас, вероятно, обратился бы к Богу и сказал:
Господи — Ты Себе противоречишь, что же Твое
обетование, как же из Исаака может родиться
потомство мне, если я сейчас его принесу в
кровавую жертву?.. Это было бы разумно, но это было
бы актом недоверия к Богу. И Авраам не ставит
этого вопроса, потому что его вера обращена не на
то, что говорит Бог, а на Того, Кто говорит. Он не
ставит вопрос о том, что Бог Себе противоречит, он
предоставляет Богу знать, противоречит Он или
нет, и что Он имеет в виду. Он поступает так: я
доверился этому Богу, я и теперь доверяюсь... Он
берет своего мальчика и ведет на заклание, и мы