Беседы о вере и Церкви
Ним, человека, который в себе носит мертвость
Иисуса Христа и вечную жизнь Иисуса Христа; и
нельзя крестить человека, который приобрел точку
зрения на жизнь, где есть место для Бога, для
Христа, для Церкви, для таинств и для других
объектов. Вот почему можно было, в разные века,
крестить людей с очень разным богатством знания,
конкретной, умственно разработанной веры: не в
этом дело. Тот, кто умер со Христом, кто ожил с Ним,
принадлежит иному миру; тот же, кто только имеет
об этом представление и считает, что это
достаточно достоверно и убедительно, или кто
просто слишком ленив, чтобы поднимать вопросы, и,
живя в обществе, которое не ставит этих вопросов,
самотеком удовлетворяется этим наследством, —
не христианин еще.
И если исходить из этого,
тогда можно подойти к вопросу о вере и тогда
легче отличить веру от легковерия и суеверия.
class="postLine">Суеверие отличать от веры я сейчас не буду; это
дело простое. Но легковерие — дело гораздо более
опасное и сложное, потому что оно более
прикрытое. Поколениями христиане живут в
значительной мере легковерием; легковерием в том
отношении, что они получают наследственно, друг
от друга, из предыдущих поколений или из глубины
веков уже готовую веру; но веру не в смысле
доверия, о котором я сейчас говорил, а веру в
смысле предложений, относящихся к Богу,
относящихся к человеку, к миру, к
взаимоотношениям Бога и твари.
И часто такая вера, когда
проблем нет, когда ничто ее не колеблет, когда
ничто не ставит ее под вопрос, вполне устойчива;
но в тот момент, когда на нее налетит буря, такая
вера уже устоять не может. Вера, которая
заключается только в том, чтобы без разбора, без
критики, спокойно — потому что нет противоречий
или нет других запросов — воспринять то, что
передано предыдущими поколениями, может легко
распылиться, потому что она не основана на
личном, живом опыте. И это, я повторяю, часто