Беседы о вере и Церкви
столетиями и есть вера тысяч и миллионов
христиан — и не христиан тоже. Такая вера подобна
наследству, которое человек получает: другие
трудились; вышли из ничего; горбом, трудом
заработали, копейка за копейкой; наконец
передали своим потомкам какое-то богатство. А
потомки этим богатством живут; они его принимают
легко; но если поднимется какая-то буря, они
воссоздать такое богатство неспособны. И это
чрезвычайно важно в наше время, потому что вера,
основанная на опыте, может устоять; вера же,
которая, заключается только в том, что мы по
наследству получаем какие-то понятия о Боге, или
о себе, или о мире, не может устоять.
И тут я хочу сделать двоякое отступление.
Часто, особенно на Западе, в протестантском мире
говорят о христианах как о народе Божием. Народ
Божий это тот народ, который имеет в руках
Священное Писание Ветхого и Нового Завета,
который это Священное Писание знает, который
старается по нему жить. Так ли это? Можно ли
сказать, что этим исчерпывается определение
народа Божия? Мне думается, что нет; недостаточно
иметь в руках Священное Писание; недостаточно
его изучать, знать; недостаточно даже жить по
нему, если та община, которая так живет, не
укоренена в Боге, не пронизана присутствием
Святого Духа так, как та ветхозаветная и
новозаветная община, в которой Священное Писание
родилось. Народ Божий это не тот народ, у которого
по наследству есть Священное Писание. Народ
Божий, в полном смысле этого слова, это тот народ,
который может это Священное Писание
провозгласить и написать.
И вот перед нами стоит
вопрос: являемся ли мы с такой глубиной, с такой
силой народом Божиим? Наследники ли мы только
громадных богатств Ветхого и Нового Завета, или
— случись несчастье — способна ли теперешняя
православная община Духом Святым провозгласить
истину о Боге, как ее провозглашали апостолы или
ветхозаветные пророки и бытописатели?