Беседы о вере и Церкви
И тут я хочу сделать двоякое отступление.
Часто, особенно на Западе, в протестантском мире
говорят о христианах как о народе Божием. Народ
Божий это тот народ, который имеет в руках
Священное Писание Ветхого и Нового Завета,
который это Священное Писание знает, который
старается по нему жить. Так ли это? Можно ли
сказать, что этим исчерпывается определение
народа Божия? Мне думается, что нет; недостаточно
иметь в руках Священное Писание; недостаточно
его изучать, знать; недостаточно даже жить по
нему, если та община, которая так живет, не
укоренена в Боге, не пронизана присутствием
Святого Духа так, как та ветхозаветная и
новозаветная община, в которой Священное Писание
родилось. Народ Божий это не тот народ, у которого
по наследству есть Священное Писание. Народ
Божий, в полном смысле этого слова, это тот народ,
который может это Священное Писание
провозгласить и написать.
И вот перед нами стоит
вопрос: являемся ли мы с такой глубиной, с такой
силой народом Божиим? Наследники ли мы только
громадных богатств Ветхого и Нового Завета, или
— случись несчастье — способна ли теперешняя
православная община Духом Святым провозгласить
истину о Боге, как ее провозглашали апостолы или
ветхозаветные пророки и бытописатели?
Это очень важно. Об этом в
свое время писал афонский старец Силуан [2] , который в своей записной
книжке когда-то поместил, что Дух Святой так
живет в нас, так присутствует в Церкви, что если
Церковь лишилась бы и Священного Писания, то Он в
сердцах людей может провозгласить, проговорить
те же слова. Я не хочу сказать, что Духом Святым мы
можем воспроизвести дословно то, что написано в
четырех Евангелиях и в апостольских посланиях,
тем более в Ветхом Завете; но то же самое
благовестие о Том же Самом Боге, лично нам
известном, близком, родном, сделавшем нас членами
Своего Тела, храмами Своего Духа, детьми вечного
Отца, мы должны быть способны принести, сказать