Беседы о вере и Церкви
никогда не было.
Но это бывает не со всеми;
такой опыт непосредственной встречи с Живым
Богом дан не каждому и не всем. Есть другой
способ, который открывает нам нечто, когда
поднимается как бы завеса. Есть монашеское
присловье о том, что никто не может отречься от
мира, если не увидит на лице хоть одного человека
сияние вечной жизни. Вы, наверное, помните
рассказ из Ветхого Завета о том, как Моисей
спустился с горы Синайской, и лицо его так сияло
отблеском славы Божией, в которую он был погружен
на горе в созерцании Бога, что сыны Израилевы не
могли терпеть этого ломящего глаза света, и ему
пришлось закрыть свое лицо полотном (Исх. 34, 29-35). В меньшей мере
это случается и в нашей жизни; бывает, что мы
встречаем человека, в котором это сияние
переливается как бы через край, и мы как-то его
можем уловить. Это бывает, иногда, когда человек
молится, и случайно другой человек увидит его в
молитве. Это бывает, когда человек причастился
Святых Тайн и возвращается на свое место глубоко
сосредоточенный, и вместе с этим сияющий
радостью и Боговселением.
Вы, наверное, знаете место
из писаний святого Симеона Нового Богослова [5] , где он
рассказывает о своем опыте причащения Святых
Тайн. Он вернулся в свою келью, убогую свою келью,
сел на свою дощатую кровать, смотрит на свои руки,
озирается вокруг себя и говорит: Я нахожусь
сейчас в убогой своей келье, сижу на убогой
кровати своей, и с ужасом взираю на свое тело,
потому что причащением Святых Тайн самое
Божество Христово пронизывает вещество моего
тела, эти руки, слабые, старческие руки — это руки
Божий, и это тело — Тело Христово...
Вот такое состояние может
быть нами уловлено, когда мы видим человека,
который глубоко, с чистотой сердца, совершенной
открытостью принял дары Святого Духа. Опять-таки,
в меньшей мере это бывает с нами, если и не в таком
сиянии славы, от которого ломит глаза, —