Беседы о вере и Церкви

пришлось закрыть свое лицо полотном (Исх. 34, 29-35). В меньшей мере

это случается и в нашей жизни; бывает, что мы

встречаем человека, в котором это сияние

переливается как бы через край, и мы как-то его

можем уловить. Это бывает, иногда, когда человек

молится, и случайно другой человек увидит его в

молитве. Это бывает, когда человек причастился

Святых Тайн и возвращается на свое место глубоко

сосредоточенный, и вместе с этим сияющий

радостью и Боговселением.

Вы, наверное, знаете место

из писаний святого Симеона Нового Богослова [5] , где он

рассказывает о своем опыте причащения Святых

Тайн. Он вернулся в свою келью, убогую свою келью,

сел на свою дощатую кровать, смотрит на свои руки,

озирается вокруг себя и говорит: Я нахожусь

сейчас в убогой своей келье, сижу на убогой

кровати своей, и с ужасом взираю на свое тело,

потому что причащением Святых Тайн самое

Божество Христово пронизывает вещество моего

тела, эти руки, слабые, старческие руки — это руки

Божий, и это тело — Тело Христово...

Вот такое состояние может

быть нами уловлено, когда мы видим человека,

который глубоко, с чистотой сердца, совершенной

открытостью принял дары Святого Духа. Опять-таки,

в меньшей мере это бывает с нами, если и не в таком

сиянии славы, от которого ломит глаза, —

вспомните видение Мотовилова

[6] ,другие случаи вокруг нас.

Есть и еще один путь,

которым окружающая нас действительность —

материальная, как будто тяжелая, непроницаемая —

вдруг вступает в область веры. Один из

англиканских богословов называет это

космической прозрачностью, и вот что он имеет в

виду: бывают моменты, когда неожиданно для нас и

потому что нас коснулась благодать Божия, мы

вдруг видим то, что нас окружает, в свете Божием, с

глубиной, которой иначе вещи для нас не имеют.

Я вам дам сейчас один или

два примера. Это, прежде всего, больше всего,