Беседы о вере и Церкви
человека преобразилось, и голос иной, и весь он
такой, каким никогда его не видал раньше. А на
следующий день встретишь его — как будто
обыкновенный, как будто потух этот свет, как
будто солнце отошло немножко, и витраж,
красочное, сиятельное окно снова стало серым,
незаметным.
И тут можно подойти к
вопросу двояко — можно подойти с верой или без
веры. С верой — это значит, что, видя тусклое это
окно, видя потухшее лицо, видя человека, который
снова стал "как все", мы можем улыбнуться в
душе и сказать: это обман, я знаю, какой он на
самом деле, он был мне явлен, хоть на одно
мгновение, в неповторимой глубине и красоте... Или
можно, наоборот, посмотреть, пожать плечами и
сказать: как жалко, я обманулся, я думал, что этот
человек — нечто особенное, на самом деле — нет,
это было просто мое настроение... И тут от нас
зависит сохранить в себе уверенность в вещах
невидимых иди ради видимого отвергнуть то
невидимое, которое так значительно. Бог так не
поступает по отношению к нам. Возьмите два
примера.
Встреча Христа Спасителя
с апостолом Петром после Воскресения Христова
(Ин. 21, 15-19).
Петр трижды от Него отрекся; при первой их
встрече можно было ожидать — говоря
по-человечески, — что Христос его спросит: Не
стыдно ли тебе? Каешься ли? Просишь ли ты
прощения? Хочешь ли ты снова стать Моим
учеником?.. Христос этого не говорит; Он ему
говорит: Любишь ли ты Меня больше остальных,
больше, чем остальные Меня любят?.. Если мы
вспомним другое место Евангелия, где Христос
говорит: Кому больше прощается, тот больше
любит (Лк. 7, 47), — то
это вопрос очень сильный: Сознаешь ли ты, Петр,
что тебе должно проститься больше, чем кому-либо
из других учеников? Способен ли ты ответить
большей любовью на большую любовь, на большее