Беседы о вере и Церкви
невидимое, которое так значительно. Бог так не
поступает по отношению к нам. Возьмите два
примера.
Встреча Христа Спасителя
с апостолом Петром после Воскресения Христова
(Ин. 21, 15-19).
Петр трижды от Него отрекся; при первой их
встрече можно было ожидать — говоря
по-человечески, — что Христос его спросит: Не
стыдно ли тебе? Каешься ли? Просишь ли ты
прощения? Хочешь ли ты снова стать Моим
учеником?.. Христос этого не говорит; Он ему
говорит: Любишь ли ты Меня больше остальных,
больше, чем остальные Меня любят?.. Если мы
вспомним другое место Евангелия, где Христос
говорит: Кому больше прощается, тот больше
любит (Лк. 7, 47), — то
это вопрос очень сильный: Сознаешь ли ты, Петр,
что тебе должно проститься больше, чем кому-либо
из других учеников? Способен ли ты ответить
большей любовью на большую любовь, на большее
прощение, на большее сострадательное милосердие
Божие?.. И Петр говорит: Да! Люблю Тебя! —
потому что в это мгновение встречи он не может
вспомнить того, что было еще так недавно, в ночь,
когда взяли Христа; все, что он переживает сейчас
— это встреча со Христом, живая встреча; о чем же
говорить? Все остальное, словно кошмар, сон,
марево, прошло... И Христос снова его спрашивает о
том же: Любишь ли ты Меня, как друг любит своего
друга, — а не вообще, общей, универсальной
любовью? (В греческом тексте здесь употреблен
другой глагол.) Петр говорит: Да! Люблю /.. И в
третий раз его спрашивает Христос... Тогда ясно
делается Петру, что вся очевидность против него;
что можно просто из фактов доказать, что он —
предатель, изменник: как же он может говорить о
любви? И тут Петр гениально, с гениальностью духа,
с гениальностью сердца отвечает: Господи — Ты все знаешь.
Ты знаешь, что я Тебя люблю.,.
Здесь мы видим, как
Христос отказывается принять доказательство, а