Беседы о вере и Церкви
потому что мы судим по поступкам, по словам, но не
по глубинам сердца... И это тоже область веры:
уверенность, что то, что невидимо, более реально, чем то,
что видимо...
Вернемся к примеру,
который я вам раньше дал: к витражу, который
потух, потому что день склоняется к ночи, и свет
уже не бьет через него, и уже нет красок, нет
линий, а есть только серое пятно в стене. Если
вернуться к этим образам, встает перед нами
вопрос о сомнении: то, что я видел — реально? Или
это был сон? мечта? мое желание, проектированное
на реальность? Это есть — или этого никогда не
было?..
Слово сомнение
состоит из двух частей: со и мнение, мнить
одновременно две разные вещи. Сомнение мы
воспринимаем всегда — во всяком случае, верующие
— трагично: вдруг все заколебалось; то, что
казалось безусловным, несомненным, начинает
двоиться, — и мы делаем громадную ошибку, двоякую
ошибку.
Во-первых, сомнение
относится не к Самому Живому Богу, а к тому, что мы
о Нем думали, как мы себе Его представляли; Живой
Бог от нашего сомнения не меняется. А во-вторых,
мы напрасно боимся, потому что сомнение нам
говорит не: "А вдруг Бога нет, а вдруг все то, во
что я верил, не существует", а говорит только:
" Ты думал младенчески, пора тебе начать думать
по-взрослому;
у тебя были детские представления, пора тебе
составить представления взрослые; ты думал о
Боге примитивно, думай о Нем глубже, истинней".
Сомнение является для
ученого орудием его труда. Когда он собрал в
горсть все существующие разрозненные факты, он
старается их соединить между собой в
какую-нибудь теорию, общее представление. Если он
хороший ученый, как только он это сделал, он
начинает ставить свое собственное представление
под вопрос, начинает спрашивать себя: нет ли