Беседы о вере и Церкви

ошибку.

Во-первых, сомнение

относится не к Самому Живому Богу, а к тому, что мы

о Нем думали, как мы себе Его представляли; Живой

Бог от нашего сомнения не меняется. А во-вторых,

мы напрасно боимся, потому что сомнение нам

говорит не: "А вдруг Бога нет, а вдруг все то, во

что я верил, не существует", а говорит только:

" Ты думал младенчески, пора тебе начать думать

по-взрослому;

у тебя были детские представления, пора тебе

составить представления взрослые; ты думал о

Боге примитивно, думай о Нем глубже, истинней".

Сомнение является для

ученого орудием его труда. Когда он собрал в

горсть все существующие разрозненные факты, он

старается их соединить между собой в

какую-нибудь теорию, общее представление. Если он

хороший ученый, как только он это сделал, он

начинает ставить свое собственное представление

под вопрос, начинает спрашивать себя: нет ли

логической ошибки в моем построении, нет ли

передергивания, нет ли чего-нибудь

непродуманного и недодуманного, нет ли

где-нибудь трещины? И еще: если он всего этого не

находит, он начинает искать новые данные, от

которых рухнет его представление, потому что ему

не его представление дорого, а та реальность,

которую он исследует. И он потому может ставить

под вопрос свое представление, что ни одной

минуты не колеблется в той реальности, которая

вокруг него есть.

То же самое мог бы сделать

и верующий, и богослов; когда он начинает

находить, что те или другие его представления о

Боге, о человеке, о мире не удовлетворяют его, то

вместо того, чтобы пугаться, он мог бы сказать:

"Как замечательно, как дивно! Значит, я как

частица, соборная частица Церкви вырос в новую

меру, у меня начинает рождаться сомнение —

значит, есть новые ответы, новые данные, новая

глубина познания, которая вот, сейчас, передо