Беседы о вере и Церкви
логической ошибки в моем построении, нет ли
передергивания, нет ли чего-нибудь
непродуманного и недодуманного, нет ли
где-нибудь трещины? И еще: если он всего этого не
находит, он начинает искать новые данные, от
которых рухнет его представление, потому что ему
не его представление дорого, а та реальность,
которую он исследует. И он потому может ставить
под вопрос свое представление, что ни одной
минуты не колеблется в той реальности, которая
вокруг него есть.
То же самое мог бы сделать
и верующий, и богослов; когда он начинает
находить, что те или другие его представления о
Боге, о человеке, о мире не удовлетворяют его, то
вместо того, чтобы пугаться, он мог бы сказать:
"Как замечательно, как дивно! Значит, я как
частица, соборная частица Церкви вырос в новую
меру, у меня начинает рождаться сомнение —
значит, есть новые ответы, новые данные, новая
глубина познания, которая вот, сейчас, передо
мной может открыться". И это очень важно; это не
значит, что мы легкомысленно должны разрушать и
колебать устои нашей веры, а это значит, что все
сказанное неудовлетворительно. Как говорил один
из отцов Церкви, все, что мы говорим о Боге в
соответствии с Его собственным откровением и с
опытом Церкви, может оказаться предельной
истиной для земли, однако не является всецелой
истиной для Бога; Бог всегда больше всего, что мы
можем сказать о Нем. Истина — это выражение
того, что есть, но не самая реальность. Реальность
и непостижима до конца, и невыразима до конца. Она
могла бы, хотя и при несовпадении реальности и
истины, быть выражена адекватно чистым символом.
В XII веке еврейский писатель в Испании, Маймонид [8] , говорил, что если мы хотим
найти способ выражать Бога непосредственно, не
вызывая никаких умственных представлений и
поэтому не вызывая никаких предрассудков или
отрицательных реакций, мы должны выделить одну
музыкальную ноту, которую мы не имели бы права
употреблять ни для чего другого. И эта нота